Что такое PR


Само понятие PR появилось в начале 20 века, хотя, конечно, история явления намного древнее. Еще во времена Древнего Рима существовали люди, чьей обязанностью было убеждение граждан в том, что текущий государственный строй – лучший. Итак, под Public Relations понимается создание положительного образа того или иного объекта, явления или персоны и внедрение этого образа в массовое сознание. Одним из косвенных инструментов pr является реклама, однако технологий пиара существует намного больше. Для создания положительного имиджа политиков, общественных деятелей, коммерческих компаний используется также журналистика, маркетинг, психология, а иногда даже пропаганда и агрессивная манипуляция.
Появление множества агентств по связям с общественностью в США в 20-х годах 20 века стало реакцией на активную деятельность «разгребателей грязи» - отрасли журналистики, специализировавшейся на разоблачениях известных людей.



Все эти методы применяются для того, чтобы создать у целевой аудитории нужное отношение к тому или иному объекту или явлению. В зависимости от поставленных задач, пиар может быть рассчитан как на большие группы людей, так и на строго определенных личностей.

К примеру, для компании, занимающейся проектированием автомобильных дорог, основной целевой аудиторией являются государственные заказчики, а не широкая общественность, хотя вполне может возникнуть ситуация, при которой необходимо будет добиться положительного отношения и от обычных людей (например, перед проведением общественных слушаний по строительству автодороги в жилом районе).


Виды и методы PR


Существует довольно много разновидностей PR. Про некоторые из них специалисты до сих пор спорят, поскольку не уверены, что они относятся именно к науке о связях с общественностью. Пожалуй, самый первый вид пиара – политический. Он касается как предвыборных кампаний, так и вопросов формирования и поддержания имиджа уже состоявшегося политика. Социальный пиар направлен на создание у общества позитивного восприятия деятельности благотворительных фондов, например, путем проведения общественно значимых мероприятий с максимальным освещением в прессе. Менеджеры по PR коммерческих организаций, как правило, решают задачи по формированию у целевой аудитории положительных ассоциаций с брендом компании.
В 2010 году только в России на PR коммерческих организаций было потрачено больше полутора миллиардов долларов.
Кроме того, они же занимаются так называемым «внутренним пиаром», который повышает лояльность сотрудников организации. Популярное выражение «Черный пиар», возникшее в начале 90-х годов в России, означает использование «грязных» методов для борьбы с конкурентами: публикация компромата, фальсификации, провокационные действия.