Совет 1: Что такое синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм – это конструкция, в которой несколько смежных предложений, построенных с одинаковой синтаксической структурой, выстроены в одной последовательности. Школьников и студентов профильных факультетов часто просят найти эту конструкцию в предложениях, а для этого нужно точно знать ее отличительные черты.
Синтаксис в русском языке обладает огромным выбором изобразительных средств. И особое место в нем занимает возможность построения предложения согласно параллелизму.Благодаря особенному строению и создаваемому ритму параллелизм получил распространение в поэтических текстах. Этот прием дает возможность художественной речи выразить разнообразные эмоциональные оттенки, придать ей мечтательную грусть, предвкушение счастья, поэтизировать и наполнить иными авторскими образами.Отличить "параллельный синтаксис" можно по последовательному употреблению одинаковых конструкций, как правило, без какого бы то ни было подчинения. Возможно употребление сочинительных союзов, но чаще авторы используют знаки препинания: запятую, тире, точку с запятой.В поэтической речи мы можем встретить и строфический параллелизм, и ритмический, и антитезный, а в фольклоре возможна особая форма параллелизма - отрицательный параллелизм.Особенно часто встречается прием синтаксического параллелизма в английских текстах, причем относящихся к любому жанру. Английским текстам он свойственен в пределах предложения, а также абзаца или периода. Это важно, потому что русский синтаксис такое разбиение конструкции считает ошибкой, нарушением логики изложения, стилистической погрешностью.Примером является предложение с однородными членами: Better a little fire to warm us, than a great one to burn us. Конечно, в переводе необходимо сохранить заданную симметрию построения предложения: Лучше маленький огонь, который нас согреет, чем большой, который нас сожжет.То, что русской, как и английской художественной речи присущ такой изобразительный прием как синтаксический параллелизм, совсем неудивительно. Ведь его корни происходят из древних источников мировой литературы: античной риторики, древнееврейского стихосложения, предназначенного для христианского богослужения, из псалтири, из средневекового германского стиха и из финского эпоса «Калевала». Считается, что эти языки впитывали в себя все многообразие языковых групп мира за счет коммуникабельности народов.

Совет 2: Что такое эпос

Художественная литература богата разнообразными формами изложения того материала, который писатель несет своим читателям. К ним можно отнести и эпос – жанровую разновидность литературы, существующую еще со времен гомеровской «Одиссеи».
Эпос в переводе с греческого языка означает «слово». Это род художественной литературы (наряду с драмой и лирикой), повествование, для которого характерно изображение событий внешних по отношению к автору . Если рассматривать эпос в более узком смысле слова, то можно охарактеризовать данное понятие как народный эпос, специфическую народно-поэтическую разновидность повествовательных произведений в стихах и прозе. Эпос в виде устного творчества неразделим с исполнительским искусством певца, в основе мастерства которого лежит следование традициям. В эпосе все явления действительности отображаются в их предметно-чувственном облике и жизненной полноте, в их развитии и движении. Этим определяется характер эпической образности, сюжетно-композиционное построение, стиль изложения.Эпос по своей структуре делится на несколько разновидностей. Архаический эпос – повествование о событиях глубокой древности. К этому типу относятся легенды и мифические сказания.Историко-героический эпос – классический тип, образцом которого является «Илиада».В отличие от архаического, историко-героический эпос исторически конкретен и в идеализированной монументальной форме повествует о героическом поведении человека."Илиада" и "Одиссея" – две эпические поэмы, известные литературные памятники древней Греции и зарождающейся Европы, служат классическим примером данного рода литературы. Их авторство приписывают слепому поэту Гомеру – родоначальнику всех поэтов, избраннику богов и ученику Муз - богинь искусства и поэзии."До Гомера мы не знали ничьей эпической поэмы подобного рода, - писал известный греческий мыслитель Аристотель, - хотя, поэтов было много".В прошлом столетии изучением эпоса, как культурного языкового наследия занимались многие ученые, среди которых был А.Ф. Гильфердинг, В.М. Жирмунский, В.Я.Пропп, Мильманн Пэрри и др. Современные ученые-исследователи также обращаются к исследованию феномена гомеровского эпоса (В.Днепров, Л.Тимофеев и др.), а писатели-современники разных стран создают произведения в этом повествовательном жанре.
Видео по теме

Совет 3: Что такое неусыпаемая Псалтирь

В православных храмах можно заказать поминовение как живых, так и усопших. Верующие христиане поминаются на различных богослужениях, таких как литургия, молебны, панихиды. Особым видом поминовения является чтение неусыпаемой Псалтири.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием Псалтири. Эта книга для верующих православных является священной. Она входит в ветхозаветную часть Библии (для молитвенного использования выпускается отдельным сборником). Псалтирь состоит из двадцати кафизм с псалмами. Псалмов всего 150 (плюс один заключительный псалом). Автором священных ветхозаветных текстов Псалтири многие считают пророка царя Давида, однако в самой книге встречаются псалмы, авторство которых приписывается другим лицам. Например, псалмопевцу Асаву или сынам Кореевым.

Чтение Псалтири можно услышать на богослужениях суточного круга, а также на молебнах и панихидах. Псалмы читаются на вечерни, утрени, часах и на других богослужениях. Для  верующих людей ветхозаветные псалмы одни из любимых молитвословий. Святые отцы говорили о великой пользе чтения Псалтири и о необходимости использовать эти священные слова в молитве.

В настоящее время существует практика заказывать чтение неусыпаемой Псалтири. Эта практика большей частью соответствует монастырской традиции. Сам термин "неусыпаемая" указывает на то, что чтение Псалтири должно происходить постоянно и непрерывно - и днем, и ночью. Именно поэтому неусыпаемая Псалтирь чаще всего читается в монашеских обителях, ведь именно там есть возможность непрерывного молитвословия разными монахами, которые способны сменять друг друга.

На неусыпаемой Псалтири поминаются православные христиане. Это касается как живых людей, так и тех, кто окончил свой земной путь и отошел в вечность. Имена православных людей вычитываются на определенных молитвах, которые вставляются между кафизмами или даже посреди нескольких псалмов. Для живых людей исправшивается у Бога здоровье, благополучие, помощь в различных житейских нуждах, спасение души. Чтение неусыпаемой Псалтири об усопших предполагает молитвенное поминовения умерших людей с просьбой отпущения последним грехов.

Особо стоит отметить и то, что во время чтения Неусыпаемой Псалтири верующие люди поминаются не единожды, а несколько раз. В монастырях можно заказать чтение такой Псалтири как на несколько месяцев (три месяца, полгода), так и на несколько лет. Кроме этого есть возможность заказать вечное поминовение на неусыпаемой Псалтири. Таким образом за родственников и знакомых будут молиться монахи непрерывно без ограничения какими-либо временными рамками.

Видео по теме

Совет 4: Что такое синтаксический разбор

Синтаксический разбор может проводиться в отношении словосочетания, простого или сложного предложения. В каждом случае применяется своя схема анализа и выделяются характерные компоненты.
Инструкция
1
При синтаксическом разборе словосочетания выделяется главное и зависимое слово, а также выясняется, к каким частям речи они относятся. Далее определяется грамматическое значение словосочетания (предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и его признак; действие и его причина и т.д.). Устанавливается способ синтаксической связи между словами (согласование (зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное), примыкание (зависимое слово связано с главным только по смыслу) или управление (зависимое слово ставится при главном в определенном падеже, т.е. при изменении формы главного слова форма зависимого не изменяется)).
2
При синтаксическом разборе простого предложения выделяется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Затем определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное), его эмоциональная окраска (восклицательное или невосклицательное). После этого необходимо установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное или двусоставное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), по наличию или отсутствию какого-либо члена (полное или неполное). Также простое предложение может быть осложненным (присутствуют однородные или обособленные члены) или неосложненным.
3
При синтаксическом разборе сложного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания необходимо доказать, что оно является сложным и установить вид связи между простыми предложениями (союзная или бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по характеру союза: сложносочиненное или сложноподчиненное. Если предложение является сложносочиненным, то необходимо выяснить, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным или противительным. В сложноподчиненном определяется главное и придаточное предложение, средство связи придаточного с главным, вопрос, на который отвечает придаточное, тип сложноподчиненного предложения. Если сложное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между простыми предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также необходимо начертить схему предложения.
Видео по теме

Совет 5: Что такое синтаксические нормы

Синтаксические нормы языка напрямую связаны с культурой речи человека, с его грамотностью и манерой общения. К ним относится порядок слов в предложении, согласование, употребление предлогов, деепричастных оборотов.
Синтаксические нормы изменяются с течением времени. К примеру, древнерусский падеж дательный самостоятельный имел особую форму употребления в речи ("Мстиславу седящему на обеде, приде ему весть"), а сейчас его заменяет придаточное времени ("Когда Мстислав обедал..."). На практике возникают трудности с выбором правильной синтаксической конструкции, что приводит к грубым речевым ошибкам. Чтобы этого избежать, необходимо знать основополагающие правила.

В русском языке построение предложения не подчиняется строгим нормам, но, тем не менее, существует прямой порядок слов, при котором подлежащее стоит впереди сказуемого с зависимыми словами ("Облака низко плывут над землей"), и обратный порядок слов, когда сказуемое стоит раньше подлежащего ("Белеет парус одинокий..."). Расположение слов в предложении напрямую зависит от цели высказывания и помогает усилить выразительность речи. Инверсия (так называется обратный порядок слов) позволяет сделать акцент на лице, предмете или времени действия.

Важно правильно согласовывать между собой подлежащее и сказуемое. Здесь необходимо помнить о координации по форме, подчеркивающей целостность подлежащего, и о координации по смыслу, которая указывает, наоборот, на раздельность действия. В первом случае необходимо использовать единственное число (например, "Большинство родителей проголосовало за введение школьной формы"), а во втором - форму множественного числа ("Большинство родителей проголосовали за введение школьной формы").

Немаловажным является верное употребление предлогов, при выборе которых в первую очередь следует учитывать оттенки значения, особенно причинно-следственные связи. Также необходимо запомнить правильные формы следующих предлогов: по приезде, по отъезде, по приходе, по выполнении, по окончании, по заключении.

Деепричастные обороты обозначают действие подлежащего. Они не употребляются, если действие относится к разным лицам, в безличном предложении и в страдательной конструкции.

Совет 6: Что такое словообразование

Что такое словообразование, знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование?
Инструкция
1
Чтобы понять, что такое словообразование, следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор морфем, каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются суффиксы и приставки. Именно их присоединение к определенному корню помогает получить разные лексические единицы.Например, варьирование суффиксами способствует образованию разных родов: художник – художница, учитель – учительница. А использование приставок помогают передать различные оттенки синонимичных слов: встать – привстать, дать – передать.
2
Словообразовательный процесс может проходить и без участия морфем - путем сложения нескольких основ, полных или усеченных. Например: вертолет, лесополоса, колхоз и т.д.Как правило, в сложении принимают участие соединительные гласные «о» или «е».
3
Словообразование может носить и лексико-семантический характер. В этом случае речь идет о появлении новых смыслов у уже существующего слова, другими словами – об образовании омонимов (слов идентичных по звучанию, но различных по смыслу). Например: кулак (сжатая кисть) и кулак (эксплуататор).
4
Словообразование бывает и лексико-синтаксическим, когда словообразовательный процесс ознаменовывается рождением целого слова из часто употребляемого словосочетания. Например: сумасшедший, сейчас и т.д.
Видео по теме
Обратите внимание
В языкознании различают слова немотивированные и мотивированные. Первые являются основой для образования вторых. При этом немотивированные лексические единицы становятся центром словообразовательного гнезда, т.е. совокупности слов с тождественным корнем. Пример: смелый – смело, смельчак, осмелеть и т.д.

Совет 7: Как определить вид синтаксической связи

Самое главное в определении вида синтаксической связи – это найти главное слово в словосочетании. После этого останется определиться только с тем, какой из трех возможных видов связи перед вами: согласование, управление или примыкание.

Главное и зависимое слово в словосочетании

На экзаменах по ЕГЭ часто попадаются задания, в которых нужно определить синтаксическую связь в словосочетаниях. Словосочетания – это единицы синтаксиса, состоящие из двух слов. Иногда они состоят из трех слов, где третье слово – предлог. Например: «высокая гора», «ходить по кругу», «лететь высоко», «кружить в небе».

В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Связь в словосочетании всегда подчинительная. Слова связаны по смыслу и синтаксически. Любая самостоятельная часть речи может быть как главным, так и зависимым словом.
Самостоятельные части речи в русском языке – это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы, деепричастия и наречия. Остальные части речи – предлоги, союзы, частицы – служебные.

От главного слова можно задать вопрос к зависимому: «лететь как? – высоко»; «гора какая? – высокая»; «кружить где? – в небе».
Если в словосочетании изменить форму главного слова, например, падеж, род или число у существительных, то это может повлиять на зависимое слово.

Три вида синтаксической связи в словосочетаниях

Всего существует три вида синтаксической связи в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Когда зависимое слово изменяется вместе с главным в роде, падеже и числе, речь идет о согласовании. Связь называется «согласование», потому что части речь в ней полностью согласуются. Такой вид связи характерен для сочетаний существительного с прилагательным, порядковым числительным, причастием и некоторыми местоимениями: «большой дом», «первый день», «смеющийся человек», «какой век» и так далее. При этом главное слово – существительное.

Если зависимое слово не согласуется с главным по вышеуказанным критериям, то речь идет либо об управлении, либо о примыкании.

Когда падеж зависимого слова определяется главным словом, это управление. При этом, если изменить форму главного слова, зависимое слово не изменится. Такой тип связи часто встречается в сочетаниях глаголов и существительных, где главное слово - глагол: «остановить поезд», «выйти из дома», «сломать ногу».

Когда слова связаны только по смыслу, и главное слово никак не влияет на форму зависимого слова, речь идет о примыкании. Так часто сочетаются наречия, глаголы с наречиями, при этом зависимые слова – наречия. Например: «говорить тихо», «ужасно глупо».

Синтаксические связи в предложениях

Как правило, когда речь идет о синтаксической связи, вы имеете дело со словосочетаниями. Но иногда требуется определить синтаксическую связь в сложном предложении. Тогда вам нужно будет выбрать между сочинением (также называется «сочинительная связь») или подчинением («подчинительная связь»).

В сочинительной связи предложения независимы друг от друга. Если между такими предложениями поставить точку, то общий смысл от этого не изменится. Такие предложения обычно разделяются запятыми или союзами «и», «а», «но».

В подчинительной связи невозможно разбить предложение на два независимых, так как при этом пострадает смысл текста. Перед подчиненным предложением стоят союзы «то», «что», « когда», «как», «где», «почему», «зачем», «как», «кто», «который», «какой» и другие: «Когда она вошла в зал, собрание уже началось». Но иногда союза нет: «Он не знал, правду ему говорят или лгут».

Главное предложение может стоять как в начале сложноподчиненного предложения, так и в его конце.

Совет 8: Словосочетание как синтаксическая единица

Синтаксис - это раздел языкознания, который исследует и формулирует правила построения связной речи. Синтаксическими единицами принято считать словосочетания и простые предложения.
Словосочетание — это употребление двух и более слов при помощи сочинительной или подчинительной связи. Одно из них при этом является главным, а остальные - зависимыми. От главного можно задать вопрос, ответом на который будут зависимые слова.

По структуре различаются простые и сложные словосочетания. Простыми считаются словосочетания, которые состоят из двух слов, а если в словосочетании - больше двух слов, то оно является сложным. В простых словосочетаниях наблюдается сильная связь главного слова с зависимым, а в сложных из-за нескольких подчинительных связей она ослабевает. Академическая грамматика допускает в простых словосочетаниях до четырех слов.

Также различают словосочетания по степени спаянности компонентов. Синтаксическими свободными являются те словосочетания, которые легко разделяются на составляющие части, а синтаксически несвободные — образуют неразложимое единство. Обычно, синтаксически несвободные словосочетания выступают в предложении единым членом и не могут употребляться отдельно друг от друга: три табуретки, много времени.

По типу сочинительной связи различают полные и неполные словосочетания. В полных словосочетаниях все грамматические категории совпадают, а в неполных зависимые слова уподобляются формам главного.

Кроме этого, словосочетания также различают по сочетаемости. Различают их два вида: свободные и несвободные. Несвободные в свою очередь также подразделяются на несвободные фразеологически и синтаксически.

Подчинительной связью называется соединение неравноправных частей. Она всегда закрытая, и средствами ее выражения являются средства связи, формы слова, интонация и лексические средства.

Одним из видов подчинительной связи считается согласование. В словосочетании при согласовании все зависимые слова находятся в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Но согласование может быть и неполным, когда у слов совпадает только число и падеж: «наша врач».

Управление также относится к подчинительной связи. Зависимые слова при управлении принимают ту же форму, какую диктует главное слово. При сильном виде управления главное слово предопределяет появление необходимых падежных форм, а при слабом - нет.

Еще одним из видов подчинительной связи считается примыкание. Зависимое слово при нем проявляет свою зависимость от главного слова только лексическим значением. Формы изменяемых слов при этом не выражают синтаксической зависимости: делать быстро.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше