Совет 1: Что такое распространенное предложение

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного? Рано или поздно школьник на уроке русского языка столкнется с этой задачей. А задача не такая уж и сложная! Рассмотрим некоторые примеры распространенных и нераспространенных предложений.
Что такое распространенное предложение
Если в предложении, помимо грамматической основы (подлежащего и сказуемого), также имеются второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство), то такое предложение будет называться распространенным. Рассмотрим примеры. «Идёт дождь» - нераспространенное предложение. «Сегодня идёт дождь» (распространено обстоятельством), «Идет сильный дождь» (распространено определением), «Дождь стучит по стеклам» (распространено дополнением) - распространенные предложения.Но не стоит забывать, что грамматическая основа предложения может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Например: «Зима!» - нераспространенное односоставное предложение. Но «Раннее утро!» - это уже распространенное предложение, ведь подлежащее здесь снабжено определением. Или, например: «Смеркается!» - нераспространенное предложение. Однако: «Запахло осенью!» - это уже распространенное предложение, при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее или сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша - ежевику» - здесь предложение «А Маша - ежевику» будет неполным предложением, но при этом - распространенным. Ведь «ежевику» - это дополнение. Не стоит путать понятие «нераспространенное предложение» с понятием «простое предложение». Простое предложение может содержать в себе не более одной грамматической основы вне зависимости от наличия второстепенных членов. Простое предложение противоставляется сложному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Желаем вам успехов на уроках русского языка! Теперь вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.
Источники:
  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
  • нераспространенное предложение пример
  • Распространённые и нераспространённые предложения

Совет 2 : Зачем нужны нераспространенные предложения

Любые языковые средства выбираются автором текста для наилучшего выражения своей мысли. При написании сочинения, художественного произведения важны все мелочи, вплоть до запятой. Не говоря уже о преобладании тех или иных синтаксических конструкций.
Зачем нужны нераспространенные предложения

Нераспространенные предложения – это синтаксические конструкции, состоящие из одного или двух членов предложения и не содержащие второстепенных частей ("Девочка проснулась." "Светает."). Присутствие в тексте нераспространенных предложений обусловлено прежде всего замыслом автора.

Такие предложения делают речь экономнее и без ущерба для смысловой нагрузки передают картину обстановки, окружающей среды. Нераспространенные предложения очень динамичны ("Ночь." "Улица." "Фонарь." "Аптека."). С их помощью автор наиболее точно может достичь взволнованности речи героев, выразительности произведения. В отдельных случаях они могут придавать тексту разговорный характер ("Он, видите ли, заболел."). Нередко такие предложения употребляются с восклицательным знаком, что придает произведению еще большую степень эмоциональности ("Все по машинам!").

Нераспространенные предложения в художественной речи выполняют специальную функцию – создание образной, видимой картины (пейзажи). Зачастую они используются в начале произведения либо с нового абзаца ("Наступила ночь.").

Сочетаемость слов в нераспространенных предложениях происходит по двум линиям: стилистической напряженности и точности. Правильный подбор слова в предложении определяется знанием описываемого действия или предмета, глубиной его осознания, а также объемом активного словарного запаса автора. На этой точности сказываются принадлежность к определенному лексическому ряду, звучание, частота употребления. Заштампованность, неблагозвучность лишают правильное, хорошо подобранное слово, того смысла, которое оно несет. Смысл меркнет, теряется. Чем эмоциональнее текст, тем шире подбор нужного слова, тем оно выразительнее. От этого напрямую зависит звучание таких синтаксических конструкций. При определенном лаконизме можно передать глубину чувств, эмоциональное напряжение либо, наоборот, легкую игру, цинизм, и т.д.

Словом, простые нераспространенные предложения необходимы для раскрытия главной мысли писателя, для описания обстановки, характеров и поступков героев.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500