Совет 1: Что такое распространенное предложение

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного? Рано или поздно школьник на уроке русского языка столкнется с этой задачей. А задача не такая уж и сложная! Рассмотрим некоторые примеры распространенных и нераспространенных предложений.
Что такое распространенное предложение
Если в предложении, помимо грамматической основы (подлежащего и сказуемого), также имеются второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство), то такое предложение будет называться распространенным. Рассмотрим примеры. «Идёт дождь» - нераспространенное предложение. «Сегодня идёт дождь» (распространено обстоятельством), «Идет сильный дождь» (распространено определением), «Дождь стучит по стеклам» (распространено дополнением) - распространенные предложения.Но не стоит забывать, что грамматическая основа предложения может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Например: «Зима!» - нераспространенное односоставное предложение. Но «Раннее утро!» - это уже распространенное предложение, ведь подлежащее здесь снабжено определением. Или, например: «Смеркается!» - нераспространенное предложение. Однако: «Запахло осенью!» - это уже распространенное предложение, при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее или сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша - ежевику» - здесь предложение «А Маша - ежевику» будет неполным предложением, но при этом - распространенным. Ведь «ежевику» - это дополнение. Не стоит путать понятие «нераспространенное предложение» с понятием «простое предложение». Простое предложение может содержать в себе не более одной грамматической основы вне зависимости от наличия второстепенных членов. Простое предложение противоставляется сложному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Желаем вам успехов на уроках русского языка! Теперь вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.
Источники:
  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
  • нераспространенное предложение пример
  • Распространённые и нераспространённые предложения

Совет 2: Что такое обстоятельство

Любое предложение – это общность членов, у каждого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают главными и второстепенными. При этом вторые всегда к чему-то примыкают, являясь своеобразным уточнением или описанием других членов.

В числе второстепенных членов предложения особое место занимают обстоятельства. Попробуем понять, что такое обстоятельство.
Что такое обстоятельство
Инструкция
1
Как правило, обстоятельство выражается наречием или предложно-падежной формой имени. Кроме того, этот второстепенный член предложения порой представляет собой деепричастие или инфинитив глагола, а также фразеологическое сочетание наречного типа (нос к носу, час от часу и т.д.) и неделимое словосочетание.
2
Обстоятельство может относиться ко многим частям речи. Однако в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медленно) и существительным (устал до изнеможения).

В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно часто описывает не какой-либо член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, прислушиваясь, не пришли ли гости.
3
Существуют различные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, принцип действия, условие, уступку. Этот второстепенный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где?

В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Например.

1) Он идет быстро. Он идет КАК? – Быстро. Быстро – обстоятельство образа действия.
2) Мы сидим в машине. Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.
4
Иногда обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают ситуацию в целом. В некоторых классификациях подобные обстоятельства именуют обстоятельствами обстановки или ситуации.

Пример.

На солнце было жарко. В этом случае к «на солнце» сложно задать какой-то конкретный вопрос. Где? Как? Ни один из них в полной мере не опишет значение этого члена предложения. Более точным будет: в какой ситуации?
Видео по теме

Совет 3: Что такое дополнение

Для того что бы понять, что такое дополнение в русском языке, необходимо разобраться в его основных характеристиках: значение, роль в предложении и взаимодействие с другими членами, способы выражения.
Что такое дополнение
Инструкция
1
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает объект (лицо или предмет) и отвечает на вопросы косвенных падежей существительного ("кого?/чего?", "кому?/чему?", "кого?/что?", "кем?/чем?"). Дополнение может обозначать предмет, на который распространяется действие (например, читать книгу) или в пользу которого оно совершается (подарить сестре), орудие или средство действия (управлять машиной). Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, с предлогами или без них.
2
Дополнения подразделяются на прямые и косвенные. Прямое дополнение относится к переходному глаголу (чье действие направлено на предмет). Оно выражается существительным или местоимением в винительном (иногда родительном при отрицании или когда действие переносится на часть предмета) падеже без предлога, а также именным сочетанием. Например: "Мама приготовила завтрак"; "Он не выдержал борьбы"; "Гость испил вина"; "Я не узнал его"; "Мы поприветствовали мужа с женой". Остальные дополнения относятся к косвенным. Они могут быть выражены существительными в косвенных падежах (кроме винительного и родительного в указанных выше случаях) с предлогами и без, местоимениями, числительных, причастиями и субстантивированными прилагательными. Например: "Дети читали рассказы о птицах"; "Мне необходимо поговорить с ними"; "Второго не дано"; 2Следует всегда выбирать лучшее"; 2Никто не мог разобрать написанного".
3
Дополнение может относиться к глаголу, наречию, существительному или прилагательному. В соответствии с этим они подразделяются на приглагольные, наречные и приименные. В предложении дополнение зависит от других членов, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями или прилагательными, распространяя и поясняя их.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500