Совет 1: Что такое неолитическая революция

Резкие изменения в той или иной области человеческой жизни принято называть революцией. Этот термин, ввиду глубины своего смысла, часто сращивается с дополняющими определениями, которые, как правило, соотносят его с той ил иной областью знаний. Например, историки употребляют понятие «неолитическая революция».
Неолитическая революция произошла вследствие перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т.е.основана на переходе человеческих сообществ от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, которое, в зависимости от региона, принимало формы земледелия или животноводства. Ранее люди только забирали у природы произведенное ей, теперь они сами начали производить то, чего не было в природе ( новые сорта растений, домашние виды животных). В различных культурах переход к сельскому хозяйству происходил в рамках 10 – 3 тысяч лет до н.э.

Этот термин ввел английский археолог 20 века Гордон Чаилд, который выразил смысл революции как появление контроля людей над собственными пищевыми запасами.

Следствием неолитической революции стал оседлый тип проживания, появление и хранение запасов продовольствия, возникновение циклов труда и расширение деятельности племен.

Неолитическая революция привела к появлению постоянных оседлых поселений, сделало жизнь оседлых племен в большей степени независимой от окружающей природы и соседских племен. Численность групп людей разрасталась, т.к. пища преимущественно добывалась на одном месте. Население подобных древних поселений начало преобразовывать окружающую их среду путем агрокультивирования земли, возвелением постоянных все разраставшихся поселений.

Увеличение количества пищи привело к росту населения, а это, в свою очередь, повлекло за собой разделение труда, появлению товарообмена, образование власти, подкрепленной вооруженными силами.

Господствовавшая до революции общая собственность угодий для собирания и охоты при переходе к оседлому типу жизни и возделыванию ограниченному территориально количеству земли, когда плодородная земля стала редким ресурсом, привело к появлению частной собственности на землю. При оседлой жизни возникает необходимость защиты поселений и земельных наделов от соседей, решения внутренних противоречий из-за земли в общине. Все это стало предпосылками для развития государства, главной функцией которого стала защита частной собственности.

Увеличение продолжительности жизни, оседлость повлекли за собой формирование системы знаний, которые передавались вначале устно, а затем переросли и в появление письменности. Т.о. развитие сельского хозяйства повлекло за собой развитие общества, и, далее, древней цивилизации.

Совет 2: Что такое неолит

Неолит в переводе с греческого (νέος — новый, λίθος — камень) – новый каменный век или последняя, завершающая его эпоха. Это исторический период перехода от собирательства к производящему хозяйству.
Последний этап каменного века – неолит – хронологически относят к VIII-III тысячелетиям до нашей эры. Границы эти весьма условны. Русский географ и путешественник С.П. Крашенинников в XVIII веке описывал типичный неолитический быт местных жителей Камчатки, а некоторые племена Океании до сих пор пользуются исключительно каменными орудиями труда.

Относительно быстрое наступление неолита произошло у народов, населяющих территории с благоприятными климатическими условиями: в Египте, Индии, Передней и Средней Азии. Позже он наступил в Юго-Восточной Европе, а племена, проживающие на землях с суровым климатом: на Урале, Севере, гораздо дольше оставались на предыдущем этапе развития.

Прежде всего, поздняя эпоха каменного века характеризуется появлением и использованием каменных, кремниевых и костяных орудий труда (часто с рукоятками), которые изготавливали при помощи сверления, пиления и шлифования. Человек эпохи неолита научился плести сети, строить плоты и челны, обрабатывать деревья, выращивать растения и делать посуду из глины. Появление ткацкого станка, гончарного круга и изобретение колеса резко повысили производительность труда.

На землях с благоприятным климатом человек быстрее перешел от собирательства к земледелию и разведению скота. Однако большая часть племен, обитающих на менее плодородных землях, была вынуждена по-прежнему заниматься рыболовством и охотой. Так по культурно-хозяйственным признакам в неолитическую эпоху произошло разделение на земледельцев/скотоводов и рыболовов/охотников. При этом в рыболовстве совершенствовались способы добычи: наряду с гарпунами неолитический человек начал использовать крючки и сети, а также наконечники копий и костяные кинжалы в охоте на зверей. Для земледельческих племен характерны большие поселения с полуземлянками и глинобитными домами.

У человека появилось новое видение мира и осознание себя в нем. Верования земледельцев связаны с силами природы: солнцем, дождем, ветром, грозой. Наскальные рисунки, отображающие жизнь и быт неолитического человека, стали более условными и схематичными, что говорит о появлении абстрактного мышления.

Технические новшества и изменение форм производства способствовали оседлости и привели к увеличению численности населения – первому демографическому взрыву. А произошедший в эпоху позднего каменного века переход от присваивающего уклада хозяйства к производящему – ряд ученых называют неолитической революцией.
Видео по теме
Источники:
  • Государственный Исторический музей. Зал неолита

Совет 3: Что такое присваивающее хозяйство

На протяжении эпохи палеолита и мезолита человечество вело так называемое присваивающее хозяйство. В то далекое время, когда численность человечества и его нужды не были такими большими как сейчас, лозунг «бери от природы все!» был абсолютно правильным и справедливым.
Сама суть присваивающего хозяйства была в том, что древний человек пользовался всем тем, что могла предоставить ему природа – т.е. присваивал себе ее плоды. Различают три формы присваивающего хозяйства: собирательство, охота и рыболовство. Несмотря на то что в соответствии с учением Дарвина собирательство и охота были унаследованы древним человеком от предков и животного мира, нужно иметь в виду, что в чистом виде присвоения природных богатств древним человеком не было никогда. Ведь ему приходилось даже в самой ранней стадии своего развития придумывать орудия, которых в окружающем его мире не существовало. Так, например, первые останки homo habilis («человека умелого») были найдены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Эти люди умели раскалывать камни особым образом, используя получившиеся острые орудия для расчленения туш.

Человек позднего палеолита вел уже гораздо более разнообразное присваивающее хозяйство, используя в своем труде около 20 предметов. У него были даже иглы для того, чтобы мастерить нехитрую одежду из шкур. Прогресс древних людей набирал обороты, и за небольшой по историческим меркам промежуток времени сформировалась структура присваивающего хозяйства.

Ее основными чертами ученые считают:
- коллективное производство;
- общинное ведение хозяйства, характеризующееся уравнительным присвоением;
- равная зависимость людей друг от друга и от природного цикла;
- преимущественное применение каменных орудий;
- технический прогресс, развивающийся медленными темпами;
- низкая плотность населения;
- разделение труда по половому и возрастному признаку.

Элементы присваивающего хозяйства присутствовали в жизни различных племен и народов весьма долгое время. Так, например, восточные славяне перешли к следующей фазе хозяйствования, называющейся производящей, только около V тыс. до н.э.
Видео по теме

Совет 4: Что такое Зеленая революция

«Зеленая революция» произошла в сельском хозяйстве ряда развивающихся стран из-за острой нехватки продовольствия, вызванного интенсивным ростом населения. Она охватывает период с 40-х по 70-е прошлого века и связана с широким использованием новых технологий в сельском хозяйстве.

Особенности «зеленой революции»

Необходимость проведения «зеленой революции» в развивающихся странах была вызвана, прежде всего, малым количеством земель и большим количеством населения. Такой дисбаланс грозил массовой гибелью людей от голода. На тот момент необходимо было принять какое-то конструктивное решение остро вставшей проблемы голода.

«Зеленая революция» началась в Мексике с выведения новых более устойчивых к местному климату сортов зерновых культур и их дальнейшего масштабного выращивания. Мексиканцами выращивалось несколько высокоурожайных сортов пшеницы. Далее «зеленая революция» охватила Филиппины, Южную Азию, Индию и т.д. В этих странах кроме пшеницы выращивались рис, кукуруза и некоторые другие сельскохозяйственные культуры. При этом основными все же были рис и пшеница.

Производителями использовались усовершенствованные ирригационные системы, так как лишь стабильно подаваемое и достаточное количество воды может обеспечить нормальный рост сельскохозяйственных культур. Кроме того, был максимально механизирован процесс посадки и сбора урожая, хотя местами по-прежнему применялся и человеческий труд. Также в целях улучшения качества и защиты от вредителей в допустимых количествах стали применяться различные пестициды и удобрения.

Достижения и последствия «зеленой революции»

«Зеленая революция», конечно же, привела к увеличению урожайности и подъему сельского хозяйства этих стран. Она позволила увеличить экспорт выращиваемых культур и, тем самым, в определенной мере решить проблему питания растущего населения планеты.

Однако столь интенсивное применение научных достижений в сельскохозяйственной сфере потребовало немалых финансовых вложений и, в конечном итоге, привело к резкому росту цен на выращиваемые культуры. При этом мелкие производители и бедные фермеры вовсе не могли использовать новейшие разработки науки по выращиванию урожайных сортов сельскохозяйственной продукции ввиду отсутствия финансовых возможностей. Многим из них пришлось отказаться от данного вида деятельности и продать свой бизнес.

Своей первоочередной цели накормить голодающее население развивающихся стран «зеленая революция» достигла только отчасти, несмотря на заметный рост урожайности. Беднякам было не по карману покупать такую дорогую продукцию. Поэтому она в большей части шла на экспорт.

«Зеленая революция» также привела к тяжелым экологическим последствиям. Это опустынивание, нарушение водного режима, концентрация в почве тяжелых металлов и солей и т.д.
Видео по теме

Совет 5: Что такое собственность как основа хозяйствования

Собственность является не только отдельной экономической категорией, но и основой хозяйствования, что хорошо видно из истории страны. С этой стороны важно уделить внимание двум моментам: сущности права собственности и субъектам права хозяйствования.

Сущность права собственности

Собственность можно охарактеризовать не только как имущество. По сути, это экономическое отношение, которое подвергается правовому оформлению. Именно в этом отношении о собственности можно говорить как об основе хозяйствования, так как лицо, которое получило право обладания чем-либо, становится хозяином этого, тем самым возлагая на себя бремя содержания принадлежащих ему вещей. Само государство возлагает ответственность на собственников, предполагая, что они будут ценить вверенное им хозяйственное право.

Проблемы, касающиеся регулирования экономических собственнических отношений в сочетании с эффективностью управления народным хозяйством, обладают особой актуальностью. За годы многочисленных рыночных реформ произошла революция в системе отношений собственности, что сказалось на переориентации хозяйственного управления. Поэтому сегодня право собственности означает, что хозяин имеет все полномочия по поводу совершения любых действий в отношении присвоенного ему имущества, которые не противоречат существующему законодательству.

Собственность как основа хозяйствования включает триаду полномочий. Во-первых, это владение, то есть законное основание на обладание имуществом. Во-вторых, это возможность хозяйственного использования имущества с целью извлечения из него необходимых свойств. В-третьих, это распоряжение, то есть определение юридического будущего имущества при помощи изменения его состояния и принадлежности.

Субъекты права хозяйствования

Субъекты права хозяйствования – это муниципальные и государственные предприятия. Собственность, которая есть у них во владении, не может разделиться по акциям, долям и так далее. Если имущество передано унитарному предприятию, оно перестает быть владением хозяина. В то же время, некоторые возможности распоряжения могут быть предоставлены несобственнику по договору. Право распоряжения есть у субъектов права хозяйственного ведения, а ограниченные права распоряжения есть у арендатора.

Как видно, собственность как основа хозяйствования включает в себя наличие соответствующих субъектов, которые занимаются развитием имеющегося у них во владении имущества. Они имеют право давать его во временное пользование другим субъектам. Такие порядки позволяют развиваться отношениям собственности на экономическом уровне, делая вклад в развитие отдельных регионов и страны в целом.
Видео по теме

Совет 6: Как произошла февральская революция

Февральская революция, несомненно, повлияла на путь России. Сколько бы не рассуждали об ее полезности историки, это событие заслуживает внимание и интерес хотя бы потому что оно имеет свою, хоть и небольшую, но собственную интересную историю.

Предпосылки

Революция 1905-1907 гг. практически не решила проблем, поставленных перед ней. Так же остро стояли вопросы о свержении самодержавия, введения демократических положений, разрешения проблем крестьянства и рабочих. Кроме этого, к 1917 году народ чувствовал себя изнуренным от затянувшейся войны. Все чаще появлялись лозунги «Долой войну!» Обеспечение продовольствием оставляло желать лучшего.

В результате прошло ряд забастовок. Сначала мятеж охватил Путиловский завод. Это произошло 18 февраля 1917 года. Рабочие требовали повышения зарплат, т.к. денег категорически не хватало даже на самые необходимые вещи. В итоге руководство предприятия уволило сотрудников и закрыло несколько цехов. Но это проблемы не решило, а наоборот способствовало разрастанию забастовок. Людей, выходящих на митинг, становилось все больше.

27 февраля

В результате забастовки власти отдали приказ расстреливать демонстрантов, что было большой ошибкой. В итоге правительство потеряло опору в виде государственных вооруженных войск. Эти войска отказывались расстреливать митингующих и в итоге переходили на их сторону. Кульминация революции наступила 27 февраля, когда стало ясно, что правительство, потерявшее опору и помощь, не может больше сопротивляться революционным действиям рабочих.

В итоге, после полудня, членами правительства из Мариинского дворца было отправлено послание императору Николаю II (накануне он отбыл в Ставку). В телеграмме говорилось, что Совет министров больше не в состоянии сдерживать переворот. Вечером, около полуночи, революционеры ворвались во дворец и арестовали И.Г. Щегловитова, который являлся на тот момент председателем государственного совета. Переворот был совершен.

Плоды революции

Революция главным образом способствовала прекращению правления династии Романовых. Николаю II ничего не оставалось, кроме того, как отречься от престола. Ни его сын, ни брат Михаил не осмелились взять власть в свои руки. В итоге преемников не осталось, и в качестве органа власти было сформировано Временное правительство из 12 человек, председателем которого стал Г. Львов.

Таким образом, самодержавие было свергнуто, а исполнительной и законодательной властью теперь заведовало Временное правительство. Этот орган власти опубликовал декларацию, которая содержала ряд положений, говоривших о введении демократических свобод.

Но проблема в том, что вместе с Временным правительством к власти пришел Петроградский совет. Это время принято называть двоевластием. Нестабильность и шаткость положения способствовало началу Октябрьской революции.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше