Что должен уметь сотрудник? Чему его нужно научить? Что является необязательным, а что необходимым? И что же на самом деле такое навык? Эти вопросы очень часто встают перед работодателем. Кажущиеся на первый взгляд простыми, на поверку они оказываются довольно сложными. Навыки работника разделяются на жесткие и мягкие. Условно говоря, жесткие – это квалификация, мягкие – это поведение. Жесткие навыки – это сочетание инструментов и действий, определяющим условием применения которых является предсказуемый контекст. Их ценность в том, что одними и теми же действиями исполнитель попадает в одну и ту же среду. Такими навыками обладает рабочий, работающий на одном и том же станке, юрист или экономист, день за днем выполняющий одну и ту же работу. Их навыки остаются ликвидными до тех пор, пока не изменится контекст (рабочему поставят новый станок; а юристу нужно будет переучиваться в связи с изменениями в законодательстве).К мягким относятся навыки, применение которых может меняться в зависимости от контекста. Как правило, мягкие навыки характеризуют два умения – коммуникабельность и умение принимать решения. Примером такого навыка является умение общаться с клиентами и партнерами. К одним нужен тонкий подход, другие и так согласны на все условия. Сотрудник строит свое общение с клиентом (партнером) в зависимости от характера и настроя собеседника.Необходимость получения разных навыков для человека любой профессии неоспорима. Приобретение жестких навыков обусловлено, так сказать, тренировками, отработкой одних и тех же действий. Приобретение мягких навыков осуществляется за счет тренингов. На сегодняшний день проведено множество исследований в области психологии взаимоотношений. На основе этих исследований составлены различные тренинговые программы по развитию мягких навыков.