Инструкция
1
Выделите смысловые пласты в сказке еще до того, как приступить к работе с группой. Обратите внимание на те, которые обязательно должны быть вскрыты в ходе анализа. Они должны быть непосредственно связаны с темами, которые обсуждаются в данный момент с детьми, давая иллюстрацию возможных методов решения актуальных жизненных проблем.
2
Подготовьте рисунок, с которого начнется анализ сказки. От обсуждения этой иллюстрации в течение занятия переходите к обсуждению содержания.
3
Давайте возможность детям участвовать в обсуждении. Будьте готовы к тому, что появятся новые, не предусмотренные вами интерпретации. Рассматривайте их право на существование, не отвергайте ничего нового и не соответствующего вашему плану. Вскрывание новых, неучтенных вами смыслов – практически неизбежная проблема, с которой вы столкнетесь.
4
Распределяйте роли: дети должны анализировать сказку, высказываясь от лица тех героев, с позиции которой они выступают. Это должно быть погружение в происходящее, а не отстраненное наблюдение. Не выпускайте из рук инициативу: вам необходимо сводить все высказывания вместе, ориентируясь на конечную цель и желаемые выводы.
5
Обратите внимание на то, что сказка должна соответствовать вашим стремлениям. Разрешаемая проблема должна наличествовать не в явной, но в метафорической форме, там не должно присутствовать явного морализаторства. Кроме того, необходимо, чтобы действия героев могли быть изменены, предполагали различные варианты. Сказка должна позволять работать с ней и произвольно варьировать содержание.
6
Уделяйте внимание вопросам: переходите от более конкретных, непосредственно привязанных к разворачивающимся событиям, к более общим, приближенным к актуальной проблеме. Разделяйте детей на группы, предлагая им проигрывать сказку в соответствии с новыми, придуманными ими вариантами развития сюжета.