Совет 1: Как составить психограмму

Психограмма составляется с начала XX столетия как обобщенный психологический портрет конкретного человека. Методики, как составить психограмму, нередко используются современными работодателями для выявления у соискателя работы необходимых психологических качеств, требуемых для полноценной реализации профессиональных задач.
Инструкция
1
Рекомендации, как составить психограмму, включают необходимость проведения психического анализа структуры деятельности, а также характеристику требований к психике человека для каждой конкретной профессии. Всегда составляйте психограмму с учетом того, какими качествами должен обладать потенциальный сотрудник для полноценного выполнения поставленных перед ним задач, составляя типовой портрет успешного профессионала.

Изучите конкретную профессию с различных сторон, проводя процесс профессиографирования. Используйте для каждого необходимого качества потенциального успешного сотрудника два критерия – оценку успешного профессионала и оценку уровня собственных качеств наемного работника.
2
Составление психограммы на первоначальном этапе предусматривает четкую характеристику определенной профессии, поэтому составьте точный перечень обязательных задач, которые должен выполнять профессионал. При составлении психограммы для красильщиков тканей, товароведов-экспертов, контроллеров ОТК, дегустаторов учитывайте действия восприятия, так как таким сотрудникам в работе необходимы чувственные образы – зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные.
3
Составляя психограмму для дикторов радио и музыкантов, телеведущих и актеров, врачей и юристов, основной упор делайте на действия памяти, так как представителями данных профессий приходится запоминать довольно значительное количество информации. Звуковые образы незаменимы для композиторов, а вот в психограммах профессиональных художников и архитекторов, инженеров-механиков, конструкторов-модельеров сделайте важный упор на зрительные образы. Включите в психограмму способность человека к восприятию простых и сложных логических образов, выделяя для каждой конкретной профессии один из трех типов предпочитаемого интеллекта – словесно-логического, технического и социального.
4
На следующем этапе составления психограммы подробно опишите реконструкцию действий, обязательных для полного достижения поставленных целей. В данном случае отделите внешние действия успешного профессионала от их возможных поступков, выполняемых во внутреннем плане. На последнем этапе соотнесите часто встречающиеся важнейшие психические функции и профессиональные действия, способности и процессы, а также умения, которые могут обеспечить выполнение всех поставленных целей.

Совет 2: Как составить психологический портрет

Психологический портрет личности, с которой мы имеем дело, важен как в личных отношениях, так и в бизнесе, если ваша сфера, например, реклама или маркетинг, и вам необходимо оценить ту или иную группу людей. Существует множество критериев, по которым можно классифицировать людей для составления их психологических портретов. Остановимся на самых значимых из них.
Инструкция
1
Основными критериями, по которым можно составить психологический портрет личности, являются:

1. характер (закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях);

2. темперамент;

3. самооценка;

4. интеллект;

5. уровень эмоциональности.
2
Психологи выделяют разное количество типов характера. Например, К. Леонгард выделяет характеры демонстративный, застревающий, педантичный и возбудимый. Главные черты демонстративной личности - совершение поступков под влиянием эмоций, умение вживаться с придуманные (иногда самостоятельно) образы. Педантичные люди, напротив, не подвержены влиянию эмоций, скрупулезны, не умеют "играть", трудно принимают решения. "Застревающие" люди - это те, кому наиболее трудно дается обработка собственных эмоций и переживаний. Они трудно забывают как успехи, так и обиды, постоянно прокручивают их в своей памяти (включая даже надуманные успехи и обиды). Они в принципе живут переживаемыми внутри себя событиями больше, нежели реальными. Люди с возбудимым характером похожи на людей с демонстративным, однако они более конфликтны, не умеют использовать обстоятельства в своих целях и играть роли. Это как бы просто очень невротичные люди, утомленные, раздражительные.
3
С темпераментом все достаточно просто, он характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений. По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.
4
Самооценка может быть нормальной, заниженной или завышенной. Она очень подвержена изменениям, например, вследствие наступления определенного возраста. Большинство подростков страдают от заниженной самооценки, но это в основном проходит, когда они становятся взрослыми, добиваются каких-то значимых успехов, что позволяет им смотреть на себя по-другому и меньше зависеть от чужого мнения.
5
Интеллект позволяет человеку оценивать ситуацию, выделять существенное и несущественное, принимать решения и корректировать свое поведение. Благодаря интеллекту человек может функционировать более или менее эффективно. Уровень интеллекта зависит от возраста, образования, круга общения человека и т.д.
6
Эмоции возникают помимо воли человека, задача любого - уметь управлять ими, что необходимо как для поведения в обществе, так и для физического здоровья. Замечено, что более здоровые люди отличаются умением контролировать свои эмоции. Однако необходимо помнить, что управлять эмоциями, контролировать их вовсе не означает скрывать их, загонять внутрь: часто они становятся еще более острыми от таких действий. Уровень эмоциональности человека зависит от умения правильно управлять эмоциями.
7
Даже если нам кажется, что мы составили четкий психологический портрет того или иного человека, это не значит, что мы можем стопроцентно полагаться на него. Во-первых, каждый человек все же уникален. Во-вторых, человек меняется с возрастом, под воздействием различных жизненных обстоятельств.
Источники:
  • психологический портрет человека
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500