Инструкция
1
Рекомендации, как составить психограмму, включают необходимость проведения психического анализа структуры деятельности, а также характеристику требований к психике человека для каждой конкретной профессии. Всегда составляйте психограмму с учетом того, какими качествами должен обладать потенциальный сотрудник для полноценного выполнения поставленных перед ним задач, составляя типовой портрет успешного профессионала.

Изучите конкретную профессию с различных сторон, проводя процесс профессиографирования. Используйте для каждого необходимого качества потенциального успешного сотрудника два критерия – оценку успешного профессионала и оценку уровня собственных качеств наемного работника.
2
Составление психограммы на первоначальном этапе предусматривает четкую характеристику определенной профессии, поэтому составьте точный перечень обязательных задач, которые должен выполнять профессионал. При составлении психограммы для красильщиков тканей, товароведов-экспертов, контроллеров ОТК, дегустаторов учитывайте действия восприятия, так как таким сотрудникам в работе необходимы чувственные образы – зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные.
3
Составляя психограмму для дикторов радио и музыкантов, телеведущих и актеров, врачей и юристов, основной упор делайте на действия памяти, так как представителями данных профессий приходится запоминать довольно значительное количество информации. Звуковые образы незаменимы для композиторов, а вот в психограммах профессиональных художников и архитекторов, инженеров-механиков, конструкторов-модельеров сделайте важный упор на зрительные образы. Включите в психограмму способность человека к восприятию простых и сложных логических образов, выделяя для каждой конкретной профессии один из трех типов предпочитаемого интеллекта – словесно-логического, технического и социального.
4
На следующем этапе составления психограммы подробно опишите реконструкцию действий, обязательных для полного достижения поставленных целей. В данном случае отделите внешние действия успешного профессионала от их возможных поступков, выполняемых во внутреннем плане. На последнем этапе соотнесите часто встречающиеся важнейшие психические функции и профессиональные действия, способности и процессы, а также умения, которые могут обеспечить выполнение всех поставленных целей.