Совет 1: Как составить профессиограмму

Профессиограмма – это документ, устанавливающий внутренние и внешние факторы труда, условия труда, описание объективных и субъективных его характеристик. Профессиограммы пишутся с разными целями. Те, которые направлены на выяснение причин сбоев в производстве, или на совершенствование систем, под силу только узким специалистам. Профессиограммы же из области психологии труда более понятны широкому кругу людей и доступны для составления.
Вам понадобится
  • Номенклатура профессий
  • Содержание профессии
  • Требования профессии
  • Информация о получении профессии
Инструкция
1
Составьте общую характеристику профессии. Укажите название по официально принятой номенклатуре. Опишите ее общественную значимость, потребность в данной профессии. Укажите необходимое образование и диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы карьерного продвижения.
2
Опишите трудовой процесс: ответьте на вопросы, что является содержанием труда, на что направлена деятельность (предмет труда), какими средствами пользуются в процессе труда, каковы его результаты. Охарактеризуйте основные обязанности, это т.н. производственная характеристика профессии.
3
Отметьте требования, предъявляемые профессией к работнику: какие необходимы общие и специальные знания и умения, для выполнения профессиональных обязанностей, какие требования предъявляются к безошибочности и надежности выполняемых операций. Обрисуйте требуемое состояние здоровья, физиологические особенности человека. Укажите, каковы медицинские противопоказания. Опишите условия труда. Это могут быть и санитарно-гигиенические условия (помещение или открытый воздух, сидя, стоя, шумы, температура); и экономические (оплата труда, льготы, отпуск), и технические и т.д.
4
Составьте психологическую характеристику труда. В каждой профессии есть привлекательные и непривлекательные стороны, специфические трудности, профессиональные вредности, льготы, возможности самовыражения разной широты. Кроме того, важными характеристиками будет являться широта общения, его постоянность, прямолинейность или опосредованность.
5
Составьте психограмму. Это важная часть профессиографического описания. Психограмма предполагает описание внутренней картины труда, можно даже в виде фотографии рабочего дня. Опишите точно все виды деятельности, их хронометраж в течение дня, важные события и частоту их повторения. Из этого описания должна сложиться картина, каковы рабочие позы, статистические или динамические нагрузки во время работы. Опишите предъявляемые требования к работоспособности человека, типу мышления, виду памяти, ответственности, самоконтролю, умению действовать в условиях дефицита времени и принимать решения. Изложите, какие еще требования на уровне психических процессов могут быть (к эмоциональности, речи, мотивации, опыту, интеллекту, нравственно-психологической устойчивости, чертам характера).
6
Укажите сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Совет 2: Как составить фотографию рабочего дня

Фотография рабочего дня – это один из методов наблюдения, позволяющий выявлять процессы, происходящие во время рабочего дня, замерять их и на основе полученных данных оптимизировать. Это также и своеобразный и эффективный инструмент тайм-менеджмента. Составить ее несложно, помочь в этом может карта фотографии рабочего дня.
Вам понадобится
  • Бланк карты "Фотография рабочего дня".
Инструкция
1
Ознакомьтесь с технологическим процессом и рабочим местом. Приготовьте карту фотографии рабочего дня (наблюдательный лист). Обозначьте одноименные затраты рабочего времени индексами (кодами) – это перерывы, обслуживание рабочего места, основные и часто повторяющиеся операции и т.п. Запишите общие сведения о рабочем месте: о времени работы, об используемом оборудовании. Также необходимо предупредить персонал о проводимой диагностике. Если персонал будет делать самонаблюдение, то следует сформулировать основные операции, чтобы сотрудники не выдумывали им пространные наименования, затрудняющие обработку.
2
С самого начала смены непрерывно наблюдайте и последовательно фиксируйте в бланке каждый вид деятельности, выполняемые операции, время пребывания в различных зонах, любые перерывы в работе. Наблюдения фиксируются по текущему времени, т.е. в момент начала действия заполняйте графу «Наименование работы» (в других листах называется «Элемент затрат рабочего времени»), в момент окончания действия указывайте текущее время. Время начала новой операции не фиксируется, т.к. подразумевается, что оно совпадает с окончанием предыдущей. Простаивание необходимо сопровождать комментариями в графе «Примечание» о причинах простоя: плохая организация труда, самовольные отлучки от места работы, отвлекаемость сотрудника, производственные сбои и т.д.
3
Проанализируйте результаты наблюдения. В первую очередь заполните графу «Продолжительность», высчитав ее как разницу между временем начала и временем окончания действия. Также заполните графу «Код работы» (в других бланках может быть «Индекс затрат»), проставив разработанные в подготовительном этапе индексы одноименных работ. Суммируйте затраты по одноименным работам и заполните часть под таблицей наблюдения. Разработайте рекомендации, исходя из целей проведения фотографии рабочего дня. Рекомендации могут быть направлены на ликвидацию потерь рабочего времени, коррекцию нормативов рабочего дня и т.п.
Источники:
  • Бланк карты фотографии рабочего дня
Источники:
  • Принципы составления профессиограммы
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше