Совет 1: Как научить ребенка решать уравнения

Уравнения - один из видов заданий на уроке математики. Кто-то, столкнувшись с ними, решает все легко и быстро. Кому-то так и не ясно, что и как находить. Если ребенок испытывает затруднения - помогите ему! Уделите этому внимание уже в начальной школе. Систематические занятия помогут решить эту проблему. На что же обратить внимание?
Вам понадобится
  • - ручка;
  • - тетрадь;
  • - учебник математики.
Инструкция
1
Попросите ребенка записать уравнение и прочитать его. При чтении неизвестных, содержащихся в уравнении, в начальных классах используются названия букв латинского алфавита.
2
Задайте вопрос: "Что требуется найти в этом уравнении?" Ребенок должен сказать, что обозначает неизвестная в этой записи.
5+х=7 - нужно найти неизвестное слагаемое.
5*х=10 - нужно найти неизвестный множитель.
х-3=7 - нужно найти неизвестное уменьшаемое.
10-х=3 - нужно найти неизвестное вычитаемое.
х:3=5 - нужно найти неизвестное делимое.
15:х=3 - нужно найти неизвестный делитель.
3
Попросите ребенка вспомнить правило, необходимое для поиска неизвестного, о котором идет речь в уравнении. Например, для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Другой пример: для того чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.
Данные правила являются показателями связи между компонентами действий. Изучают их на уроках математики. Регулярно проверяйте у ребенка прочность их усвоения!
4
Если ребенок затрудняется с формулированием правила, вместе с ним найдите нужную формулировку в справочных материалах в конце учебника математики. Ребенок должен прочитать правило и заучить его.
5
Подставьте вместе с ребенком данные из уравнения в формулировку правила.
При решении уравнения х-3=7, полный ответ ребенка должен звучать так: "В уравнении х-3=7 нам не известно уменьшаемое. Для того чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. К вычитаемому 3 прибавляю разность 7, получаю 10. Значит х=10".
6
Проконтролируйте запись решения уравнения:
х-3=7;
х=3+7;
х=10.
7
Затем нужно выполнить проверку правильности решения уравнения. Ребенок должен подставить найденное число в первоначальное уравнение. Далее необходимо сосчитать, сколько получится в левой и правой частях уравнения и сравнить эти числа. Если числа равны - уравнение решено верно. Если нет, то нужно искать ошибку в рассуждениях или вычислениях.
10-3=7;
7=7.
Уравнение решено верно.

Совет 2: Как научить ребенка складывать и вычитать

При подготовке к школе особенное внимание уделяется обучению счету. Это довольно сложный процесс требует от ребенка многих навыков – умение быстро ориентироваться, абстрагироваться, раскладывать числа на более простые. Учить этому лучше всего с самого раннего возраста.
Инструкция
1
Познакомьте ребенка с цифровыми кубиками уже в первый год жизни – помогите ему выстроить кубики в ряд или построить из них башенку, называя при этом цифры. Затем познакомьте его с количественным понятием каждой цифры. Одно яблоко обозначается цифрой 1, два яблока обозначаются цифрой 2 и т.д. Громко и четко произносите названия цифр.
2
Используйте для занятий наглядный материал. Маленьким детям трудно абстрагироваться, поэтому возьмите для своих объяснений конфеты, печенье, фрукты, игрушки, карандаши и т.п. Научить ребенка считать и складывать в пределах десяти несложно. У ребенка всегда при себе две ладошки с 10-ю пальчиками, которые помогут быстро посчитать. Чтобы быстро освоить счет на пальцах, ребенок должен потренироваться быстро показывать нужное количество пальчиков. Начните с простых чисел – 1 и 2, 5 и 10, 10 и 9. Помогите ребенку справиться с плохо слушающимися пальцами рук. Не торопитесь, пусть ребенок считает не спеша.
3
Познакомьте ребенка с составом числа, это здорово облегчит ему счет. Возьмите 6 любых предметов, например, 6 конфет. Разложите их на две части: 3 и 3 конфеты. Переложите одну конфету в другую кучку и попросите посчитать, сколько конфет (4 и 2). Таким образом, переберите возможные варианты получения числа 6 (1+5, 2+4, 3+3, 4+2, 5+1), подчеркивая, что каждый раз получается число 6. Не огорчайтесь, если каждый раз ребенок пересчитывает конфеты. Будьте терпеливы. Однажды он поймет то, что вы стараетесь объяснить. Точно также разберите состав всех чисел от 2 до 10, а позже – до 20. Не пытайтесь навязать ребенку занятия. Используйте для объяснений любую возможность: когда ребенка угощают конфетами, когда вы режете яблоко на дольки, а торт на кусочки.
4
Чтобы ребенок не скучал, придумывайте интересные истории, где нужно помочь, например, братьям-кабачкам, разделиться на две группы, а сестрицам-вишенкам попасть парами в свои домики или сколько грибов осталось собрать ежику, чтобы угощения хватило на всех. Обучая ребенка сложению и вычитанию, рисуйте, лепите вместе с малышом, так он быстрее освоит счет.
5
Воспользуйтесь помощью специальных пособий. Практически в любом книжном магазине можно найти огромное количество литературы по обучению математике детей разных возрастов. Пособия разработаны педагогами и психологами. Обычно они представляют собой несложные и интересные задания. Не перегружайте ребенка выполнением заданий. Для успешного освоения счета 10-15-минутных ежедневных занятий будет достаточно.
Полезный совет
Обратите внимание на методические разработки Глена Домана и Николая Зайцева.

Совет 3: Как быстро решить уравнение

Чтобы быстро решить уравнение, нужно максимально оптимизировать количество шагов по нахождению его корней. Для этого применяют различные методы приведения к стандартному виду, который предусматривает применение известных формул. Одним из примеров такого решения может служить использование дискриминанта.
Инструкция
1
Решение любой математической задачи может быть разделено на конечное число действий. Чтобы быстро решить уравнение, нужно правильно определить его вид, а затем подобрать соответствующее рациональное решение из оптимального количества шагов.
2
Практические применения математических формул и правил подразумевают теоретические знания. Уравнения – это довольно широкая в рамках школьной дисциплины тема. По этой причине в самом начале ее изучения нужно выучить некоторый набор основ. К ним относятся виды уравнений, их степени и подходящие методы решения.
3
Ученики средней школы, как правило, решают примеры на использование одной переменной. Самым простым видом уравнения с одной неизвестной является линейное уравнение. Например, х - 1 = 0, 3•х = 54. В этом случае нужно просто перенести аргумент х в одну сторону равенства, а числа – в другую, используя различные математические действия:
х – 1 = 0 |+1; х = 1;
3•х = 54 |:3; х = 18.
4
Не всегда линейное уравнение можно выявить сразу. Пример (х + 5)² – х² = 7 + 4•х тоже относится к этому виду, однако выяснить это можно лишь после раскрытия скобок:
(х + 5)² – х² = 7 + 4•х
х² + 10•х + 25 – х² = 7 + 4•х → 6•х = 18 → х = 3.
5
В связи с описанной трудностью при определении степени уравнения не следует опираться на наибольший показатель степени выражения. Сначала упростите его. Старшая вторая степень является признаком квадратного уравнения, которое, в свою очередь, бывает неполным и приведенным. Каждый подвид подразумевает свой оптимальный метод решения.
6
Неполное уравнение – это равенство вида х² = C, где C – число. В этом случае нужно просто извлечь квадратный корень из этого числа. Только не забудьте про второй отрицательный корень х = -√C. Рассмотрите несколько примеров уравнения, приводимого к неполному квадратному:
• Замена переменной:
(х + 3)² - 4 = 0
[z = х + 3] → z² - 4 = 0; z = ±2 → х1 = 5; х2 = 1.
• Упрощение выражения:
6•х + (х - 3)² – 13 = 0
6•х + х² – 6•х + 9 – 13 = 0
х² = 4
х = ± 2.
7
В общем виде квадратное уравнение выглядит так: A•х² + B•х + C = 0, а метод его решения основывается на расчете дискриминанта. При B = 0 получается неполное уравнение, а при A = 1 – приведенное. Очевидно, что в первом случае дискриминант искать не имеет смысла, к тому же это не способствует увеличению скорости решения. Во втором случае также существует альтернативный способ, который называется теоремой Виета. Согласно ей сумма и произведение корней приведенного уравнения связаны со значениями коэффициента при первой степени и свободного члена:
х² + 4•х + 3 = 0
х1 + х2 = -4; х1•х2 = 3 – соотношения Виета.
х1 = -1; х2 = 3 – по методу подбора.
8
Помните, что при условии целочисленного деления коэффициентов уравнения В и С на А, приведенное уравнение можно получить из исходного. Иначе решайте через дискриминант:
16•х² – 6•х - 1 = 0
D = B² – 4•A•C = 36 + 64 = 100
х1 = (6 + 10)/32 = 1/2; х2 = (6 - 10)/32 = -1/8.
9
Уравнения высших степеней, начиная от кубического A•х³ + B•х² + C•х + D = 0, решаются различными способами. Один из них – подбор целых делителей свободного члена D. Затем исходный многочлен делится на двучлен вида (х + х0), где х0 – подобранный корень, и степень уравнения снижается на единицу. Точно так же можно решать уравнение четвертой степени и выше.
10
Рассмотрите пример с предварительным приведением к общему виду:
х³ + (х - 1)² + 3•х – 4 = 0
х³ + х² + х – 3 = 0
11
Возможные корни: ±1 и ±3. Подставьте их поочередно и посмотрите, получится ли равенство:
1 – да;
-1 – нет;
3 – нет;
-3 – нет.
12
Итак, вы нашли первое решение. После деления на двучлен (х - 1) получается квадратное уравнение х² + 2•х + 3 = 0. Теорема Виета не дает результатов, следовательно, вычислите дискриминант:
D = 4 – 12 = -8 < 0.
13
Школьники средних классов могут заключить, что корень у кубического уравнения всего один. Однако старшие ученики, изучающие комплексные числа, легко определят оставшиеся два решения:
х = -1 ± √2•i, где i² = -1.
Видео по теме

Совет 4: Как научить ребенка садиться самостоятельно

Большинство детей сидеть самостоятельно в возрасте полугода еще не умеет, однако именно в это время можно начинать обучать их этому действию. Главное – не переусердствовать, чтобы не нанести вреда еще недостаточно окрепшему позвоночнику.
Инструкция
1
Ежедневно делайте с ребенком зарядку, используя специальные упражнения: помогайте ему садиться самостоятельно из положения лежа на спине, подтягиваясь за кисти ваших рук. Начинать следует с 3-5 раз: малышу еще тяжело удерживать свой вес на руках.
2
Купите детский манеж с крупноячеистой сеткой. Когда ребенок проводит время в манеже, покажите ему, как он может подтягиваться, придерживаясь за сетку руками. Держаться за гладкие палочки решетки детской кровати ему не очень удобно, так как руки по ним соскальзывают. Манеж же очень удобен в этом отношении, и ваш ребенок намного быстрее научится в нем не только садиться, но и вставать.
3
Сажайте малыша ненадолго в детскую коляску, приподняв ее спинку. Если у вас коляска-трансформер, и вы еще не вынули из нее корзину, сейчас самое время это сделать. Если же ребенок до сих пор ездил в коляске-люльке, пора уже купить и прогулочную.
4
Не оставляйте малыша в сидячем положении дольше, чем на 5-7 минут, по крайней мере, в первую неделю, – потом время можно будет постепенно увеличивать. В помещении для приучения малыша к сидению можно использовать детский стульчик, спинка которого имеет несколько положений.
5
Чтобы ребенок научился садиться, его мышцы должны быть достаточно крепкими. Стимулируйте его к активному движению: почаще выкладывайте на живот, помогайте переворачиваться на спину и обратно, постепенно обучайте ползанию. Для этого можно использовать игрушки: пытаясь достать их, ребенок будет интенсивно двигаться. Помочь ему доползти до игрушки можно, подставив ладонь под его ступни, и легонько подтолкнув малыша вперед.
6
Вопреки распространенному мнению, не следует сажать 5-6 месячного ребенка на кровать или диван, обложив подушками: его мышцы в таком положении не задействованы. Чтобы научить его держать равновесие в сидячем положении, лучше ненадолго сажать малыша к себе на колени, предоставив возможность держаться за ваши пальцы и придерживая его в свою очередь за кисти рук. При этом можно использовать игры-потешки, – например, «Поехали с орехами», «По кочкам, по кочкам».
Полезный совет
Большинство детей начинает садиться самостоятельно в возрасте 7-8 месяцев. Не стоит форсировать этот процесс: ваша задача – не заставить малыша сидеть, а помочь ему делать это самому. Если же ваш ребенок не научился садиться самостоятельно до 10 месяцев, стоит проконсультироваться с детским врачом.
Источники:
  • как научить ребенка сидеть видео

Совет 5: Как научить букве «р»

Рано или поздно многие родители задаются вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?» Ведь некоторые ребятишки уже в полтора года хорошо произносят все звуки, а других и в 4 года трудно понять. Существуют определённые возрастные нормы для развития речи.  Но если к пяти годам все звуки, как правило, становятся на место, то звук «р» часто становится препятствием для малыша и его родителей. Конечно, если в 5-6 лет ребёнок не выговаривает «р» или говорит его неправильно то, это серьёзные повод обратиться к логопеду. Но сначала  родители могут попробовать научить букве «р» самостоятельно.



Весёлые занятия в игровой форме можно проводить,  начиная с 3-х лет. Желательно, чтобы к этому моменту ребенок уже  выговаривал все остальные звуки.  Не заставляйте его сразу  говорить «ррр» - это не принесёт пользы. Это даже может навредить, если  ребёнок уже говорит «р» неправильно.  Для начала,  необходимо подготовить артикуляционный аппарат для создания этого звука. Правильную постановку языка можно выработать при помощи звуков «т-д». При произнесении «т-д» и «р» язык находится в одинаковом  положении.  В качестве тренажёра подойдут  детские стихотворения, в которых встречается чередование этих букв. Например:

Та, та, та — горячая плита,

Да, да, да — на улице вода…

Далее,  необходимо научить язычок ребёнка правильной вибрации. Язык должен находиться  на бугорках (альвеолах) на задней стенке передних зубов, а родитель пальцем или ложечкой слегка теребить уздечке, заставляя тем самым вибрировать кончик языка. Есть ещё одно забавное упражнение, которое доставляет детям радость. Попросите ребёнка сказать «бррр». Следите, чтобы губы при этом были расслаблены.

Не торопите события, главное, чтобы навык закрепился и только после этого приступайте к следующему упражнению.  Попросите малыша показать, как заводится трактор «дррр» или «тррр». Затем можно назвать несколько слов, начинающихся с сочетания этих звуков: «драка, драма, трактор». Некоторым детям легче даётся мягкий звук «р», в таком случае у него лучше получится «стрелять», хотя это скорее исключение, чем правило.

Что делать, если вы смогли  своего ребёнка научить букве «р», но при этом он не говорит её в словах? Здесь, прежде всего, необходимо терпение, исправляя его каждый раз, вы постепенно приучите говорить букву «р».  Лучше всего сделать вид, что вы не понимаете неправильно сказанное слово, и ребёнок, стараясь вам объяснить, будет выговаривать «р».

Видео по теме
Источники:
  • как научить ребенка говорить мягкий звук р

Совет 6: Как научить ребёнка ползать

В развитие ребенка природой заложены определенные этапы, исключение которых может нарушить цепочку совершенствования. Многие современные родители, в погоне за модой, стремятся научить своих детей ходить, читать, писать как можно раньше. И такой навык как «ползание» считают необязательным.

Ползая, малыш приобретает те навыки, которые впоследствии повлияют на его общее развитие. Переставляя ножки и ручки, ребенок не только учится сохранять равновесие и совершенствует  координацию движений, но и развивает мелкую моторику, что способствует и речевому развитию. Но многие дети не хотят ползать. Как быть? Чтобы научить ребенка ползать, необходимо терпение и желание.


Первые попытки передвигаться самостоятельно младенец делает уже в недельном возрасте, и если вовремя приступить к развитию этих навыков, процесс обучения будет весьма плодотворным.


Прежде всего, необходимо как можно чаще выкладывать ребенка на животик. Лучше делать это на твердой, плоской поверхности. Научившись держать головку и опираться на ручки, малыш сам будет делать попытки отталкиваться ногами. Подставив свою ладонь под пяточки, родители могут помочь ему. Во время такого упражнения развиваются мышцы ног, спины.


 В возрасте 5 месяцев некоторые дети уже самостоятельно могут передвигаться на животе, а некоторые и на четвереньках. Ускорить процесс обучения ползанию можно при помощи несложных упражнений. Например,  приподнимать малыша, придерживая в области живота  и передвигать его ручки и ножки. Или предложить малышу взяться за какой-нибудь предмет, а затем, медленно перемещая его по ровной поверхности,  как бы заставлять ребенка двигаться вперед, отталкиваясь ножками.


В западных методиках предлагается использовать  специальный «трек»: небольшой лист фанеры, обтянутый мягким  материалом (поролоном или губчатой резиной) и клеенкой, с бортами по бокам, который необходимо поставить с небольшим уклоном.  Длина такого «трека» может быть от 2 до 4 метров.  По технологии его применения ребенок учится сначала ползать по наклонной поверхности сверху вниз, а затем наоборот.


 И, конечно,  у ребенка должен быть стимул. Пусть вокруг будет несколько любимых  игрушек, к которым он будет тянуться.  А участие мамы или папы не только развлечет младенца, но и поможет наглядно продемонстрировать, как надо передвигаться. Несомненно, научить ребенка ползать нелегко, но крайне важно для его дальнейшего развития.

Видео по теме
Источники:
  • Как научить ребёнка ползать

Совет 7: Как научить ребенка устному счету

Устный счет необходим ребенку, так как способствует развитию его умственных способностей. Поэтому родителям необходимо помочь малышу освоить эту науку не просто научив считать, а побудив интерес к самому процессу, тем более, что обучение не требует особенной обстановки. Начинать считать можно уже с двух лет, занимаясь этим во время прогулок.
Инструкция
1
Начните обучение счету с простого озвучивания цифр и пересчета простейших предметов. Когда ребенок научится считать хотя бы до пяти, можно будет усложнить задачу. Первые пять цифр освоить достаточно просто, в ход может пойти пересчет ступенек, проезжающих машин или любые другие сопутствующие предметы.
2
Ребенку должно быть интересно, поэтому организуйте занятия в игровой форме. Для озвучивания цифр можно использовать простейшую считалку «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». Или же читать сказку «Теремок», предлагая ребенку после каждого заселения нового персонажа пересчитать жильцов сказочного домика.
3
Стимулирует интерес к счету игра в магазин. Для этого можно использовать любую группу однородных товаров, предлагая ребенку купить две или три конфеты, меняя их количество.
4
Научите ребенка отличать такие понятия, как «больше» и «меньше». Проще всего сделать это на примере фруктов, положив перед малышом несколько яблок и одну грушу и спросив, чего больше. Задавать таки вопросы можно и по ходу чтения книжек с картинками по поводу любых изображений.
5
Чтобы научить ребенка считать, вычитать и складывать также лучше на наглядных примерах, чтобы был понятен сам механизм. Используйте для этого конфеты и игрушки.
Видео по теме
Обратите внимание
Когда процесс будет освоен в пределах первых десяти цифр, дальше необходимо изучить новые числительные. Одновременно с устным счетом демонстрируйте ребенку внешний вид цифр и правильность их написания. Но эта ступень доступна старшим дошкольникам, не стоит ожидать, что трехлетний ребенок сможет производить сложные математические расчеты.
Полезный совет
Не используйте при обучении пальцы, так как к подобному способу привыкают достаточно быстро, но пользы от него нет, так как пересчитывание получается чисто механическим, а мозг в работу не включается.

Совет 8: Как научить ребенка пересказывать текст

Обучение пересказу – это совместный труд взрослого с ребенком. Детям необходимо показывать алгоритм работы над текстом, обучать методам запоминания, а также формулированию собственных мыслей. Двигайтесь от простого к сложному, постепенно минимизируйте свою помощь, будьте терпеливы и доброжелательны, и вы научите ребенка пересказывать.
Инструкция
1
Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты.
2
Разделите текст на части - по абзацам или по смыслу. Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.
3
Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах. Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.
4
Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому произведению, чтобы свериться.
5
Прорабатывая текст во второй раз, показывайте ребенку яркие примеры, сопровождающие каждый пункт плана. Выразительные определения, образы, метафоры, словом, все, что поможет ему запомнить смысл и последовательность пунктов. Особенно это полезно для детей младшего школьного возраста и всех, у кого правополушарное мышление. Попросите ребенка сделать второй пересказ, уже более подробно. Подсказывайте, как формулировать развернутые предложения.
6
Поработайте над текстом в третий раз для уточнения второстепенных деталей, лучшего понимания и запоминания. Затем предложите ребенку снова, уже самостоятельно, пересказать его. Проработайте вместе несколько текстов в течение 3 – 5 дней, за это время ребенок приобретет навык самостоятельной работы с ними.

Совет 9: Как научить ребенка писать сочинения

Детям приходится писать сочинения на разные темы почти на всем протяжении обучения в школе. От того, насколько хорошие тексты пишет ребенок, напрямую зависит его успеваемость, а также грамотность, умение строить связные предложения, выражать свои мысли и т.п. Чем раньше родители начинают учить свое чадо писать сочинения, тем лучше.
Инструкция
1
Объясните ребенку, что недостаточно просто записать тему сочинения, нужно также вкратце указать рекомендации учителя. Дело в том, что нередко преподаватели ставят низкую оценку даже за неплохую работу только потому, что она не соответствует предъявленным требованиям. Рекомендации могут касаться структуры сочинения, оформления, особенностей содержания, использования источников и т.п.
2
Помните, что вы должны лишь советовать, помогать, обучать, но не выполнять работу вместо ребенка. Ничего страшного, если у него поначалу плохо получается. Пусть вам кажется, что вашему ребенку дают слишком сложные задания, или что он не успеет написать сочинение вовремя. Даже самые послушные и ответственные дети довольно быстро привыкают к тому, что уроки можно не делать, поскольку наверняка добрые родители выполнят все сами.
3
Не разрешайте ребенку писать сочинение сразу в чистовик. Пусть он сначала сделает черновой вариант, затем вы прочтете его вместе с малышом, укажите на ошибки, которые он допустил, и поможете их исправить. Только после того, как сочинение будет доработано должным образом, разрешайте переписать его в чистовик. Тщательно прорабатывайте текст, обязательно объясняйте школьнику, в чем он ошибся и почему, но не исправляйте недочеты молча. Делайте это спокойно, без упреков и тем более без ругани, иначе процесс написания сочинения превратится в пытку.
4
Если ребенок не может написать сочинение, попробуйте вместе с ним порассуждать на заданную тему, выстроить логический ход мыслей. Например, если требуется написать стандартное сочинение о том, как малыш провел лето, напомните ему самые приятные моменты, поговорите о них, помогите ребенку определить, о каких событиях нужно написать и в какой последовательности.
5
Не позволяйте ребенку списывать чужие тексты и научите его работать с трудами критиков. Для написания некоторых сочинений требуются цитаты поэтов, писателей, философов и т.п., но это не значит, что школьник должен делать изложение с работы другого человека. Помогите ему выразить его собственные мысли, понять, что источник не должен служить основой всего сочинения. Во-первых, ребенок должен научиться думать самостоятельно, а во-вторых, если он просто перепишет своими словами чужую работу, учитель обязательно это заметит и вряд ли поставит высокую оценку.
Полезный совет
Учебник математики содержит всю необходимую теоретическую информацию. Учите ребенка находить ее.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше