Совет 1: Как научить ребенка решать задачи

Заботливые родители стараются научить ребенка решать задачи еще до школы. Дошкольный возраст действительно благоприятен для начала обучения решению задач.

Однако важно, чтобы ребенок к этому моменту умел считать, измерять, сравнивать, понимал соотношение части и целого. Эти умения должны быть основой обучения, иначе знания окажутся скорее вредными, чем полезными.

Важно организовать обучение в игре. Начинать следует с простых арифметических задач на сложение и вычитание, в одно действие. Не форсируйте обучение. Если ребенок не понял действие, повторите. Пусть он активно участвует в составлении задач. Объясните, что задача должна иметь условие («Что известно в задаче») и требование или вопрос («Что требуется найти»). Научите его ставить перед собой указанные вопросы и отвечать на них, что обеспечит понимание задачи, сделает решение осознанным.

Для того чтобы научить ребенка решать задачи правильно полезно действовать поэтапно.

1. Научить составлять и решать задачи, в которых ребенок действующее лицо.

- Дайте ребенку в руки 3 вафли. Потом еще одну. Организуйте беседу.

- Что я сделала? (Дала мне 3 вафли, потом еще 1).

- Какой вопрос можно задать? (Сколько стало вафель?).

- Итак, у Димы было 3 вафли. Мама дала еще 1. Сколько вафель стало у Димы, обобщаете вы.

- Стало меньше или больше? (Больше).

- Как решить задачу? (К 3 вафлям прибавить 1 - получится 4). Если ребенок затрудняется, пусть пересчитает вафли.

Составьте и решите 2-3 задачи подобного типа. Аналогично разберите несколько задач на вычитание. «Дайте ребенку 8 конфет. Пусть он их пересчитает. Попросите отдать 1 конфету папе». Спросите: «Что известно? Какой можно задать вопрос? Стало меньше или больше? Как узнать, сколько осталось конфет?».

2. Научить записывать решение.

Решите задачу, акцентируя внимание на следующем: если стало больше - ставим знак «+»; если меньше, то «-». Покажите, как записать решение с помощью карточек, на которых изображены цифры и знаки (+,-, =). Объясните, что означают числа в записи решения.

3. Закрепить умения с помощью «задач-иллюстраций».

Например, «На лесной опушке сидели 7 зайцев и 2 белочки. Сколько всего зверей сидело на опушке?». Не озвучивая задачу, создайте игровую ситуацию. Попросите ребенка расположить на опушке зайцев и белочек. Предложите составить условие, поставить вопрос, решить и записать решение.

4. Научить решать устные задачи.

Эти задачи озвучиваются родителями устно. Ребенок может только представить образ действий, описанных в задаче. Например, «На пальме росло 5 ананасов. 3 сняли. Сколько ананасов осталось на пальме?» Решение задачи записывается числовым примером.

5. Научить составлять задачу по заданному примеру.

Составьте из карточек пример: 7 + 2. Пусть ребенок придумает условие, поставит вопрос и решит задачу, дополнив запись примера ответом.

Так, постепенно, проявляя творчество и терпение, вы сформируете у ребенка правильные и полезные умения.

Совет 2 : Как научить ребенка решать задачи по математике

Решению задач при изучении математики в начальной школе уделяется много внимания. Нужно научить ребенка находить решение, правильно оформлять его в тетради, объяснять, что найдено в том или ином действии. Больше всего проблем возникает при поиске решения. Основные обязанности при этом возлагаются на учителя, но обязанность родителей - закреплять знания дома и вести работу по развитию ребенка. И делать это нужно задолго до школьного обучения.
Как научить ребенка решать задачи по математике
Инструкция
1
Учите ребенка устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Например, почему один из стоящих рядом многоэтажных домов выше, а другой ниже? Для взрослого человека очевидно, что его высота зависит от количества этажей. Эту связь, возможно с вашей помощью, должен установить и ребенок. Почему волк добрался до домика бабушки быстрее, чем Красная Шапочка? Установите связь между длиной пути и временем (в этом случае понятие "скорость" можно не рассматривать). Почему для перемещения одних предметов хватает сил человека, а для других приходится вызывать подъемный кран? Приучайте ребенка отвечать на вопросы "как?", "почему?", "зачем?", "откуда?" и подобные им, развивайте умение устанавливать логические связи.
2
Расширяйте кругозор ребенка. Чтение различной художественной и детской научно-популярной литературы поможет это сделать. Получая ответы на многие "почему?", маленький человек познает мир. В дальнейшем, при решении математических задач, он, используя свой кругозор, и понимая, как происходят те или иные процессы, легко найдет решение.
Расширяют кругозор и пополняют знания об окружающем мире экскурсии, занятия в различных кружках и секциях.
3
Работайте над скоростью чтения ребенком печатного текста. Невозможно решить задачу, читая ее по слогам и к концу прочтения забывая, о чем шла речь в начале! После прочтения задачи, задайте ребенку несколько вопросов по ее содержанию. Проверьте, понял ли он, о чем речь.
4
Добейтесь прочного усвоения ребенком соотношений между единицами измерения величин. Знать, что в 1 метре содержится 100 сантиметров, а в 1 центнере 100 килограммов, нужно обязательно!
5
Формируйте у ребенка умение решать простые задачи в одно действие. Их примеры можно найти в учебниках математики.
6
Решая составную задачу (в несколько действий), разбейте ее на простые задачи, которые ребенок уже умеет решать.
7
Автоматизируйте навык устного счета. Сложение и вычитание в пределах 100 (все случаи) и легкие случаи вычислений в пределах 1000, а также таблицу умножения ребенок должен знать хорошо.
8
Для решения некоторых задач (на движение, например) необходимо знать формулы. Проверьте их знание у ребенка.
9
Ведите работу по формированию умения решать задачи систематически, а не от случая к случаю. Результаты будут видны только при ежедневной кропотливой работе.
Полезный совет
Используйте в занятиях многочисленную литературу по развитию у детей логического мышления, внимания, памяти.
Источники:
  • как научить решать задачи по математике ребенка

Совет 3 : Как научить первоклассника решать задачи

У здорового шестилетнего ребенка есть общие представления о математических действиях. Он достаточно хорошо понимает, что значит больше или меньше, и догадывается о последствиях операций деления и вычитания. Задача родителей – помочь первокласснику не бояться математики и, по возможности, внушить интерес к задачам.
Как научить первоклассника решать задачи
Инструкция
1
Ребенок будет с удовольствием решать задачу, если она эмоционально окрашена и касается лично его. Придумайте пример, в условиях которого упоминаются близкие первокласснику персонажи: он сам и его друзья, герои любимых мультфильмов или игр. Темой задачи может быть хобби ребенка: спорт, космос, компьютерные игры. Хорошо, если задача будет составлена с юмором – примеры можете найти в «Задачнике» Григория Остера.
2
Научите первоклассника понимать условие задачи: что дано, какие действия совершались, и что требуется найти. Предложите ему разбить решения по шагам. Можно предложить ребенку нарисовать небольшую схему-иллюстрацию, чтобы наглядно представить последовательность действий. Удобно для этой цели использовать цветные фишки или палочки.
3
Предложите ребенку самому придумать задачи и решайте их поочередно: одну задачу – ребенок, одну – вы. Если первоклассник запутался в условиях, и задача получилась некорректной – например, в ответе вышло отрицательное число, не ругайте и не оскорбляйте ребенка. Наоборот, используйте эту ситуацию, чтобы дать ему представление о других областях математики.
4
Расскажите ему об отрицательных числах и о том, что проходят их только в старших классах. Объясните, что в практическом смысле –4 яблока – это долг, который Вася должен будет вернуть маме, и предложите составить задачу так, чтобы герою все же достались фрукты.
5
Чтобы не сформировать у ребенка стереотипного мышления, приучайте его решать нестандартные задачи на развитие логики. Это могут быть задачи-шутки, старинные задачи и т.п. Покажите ему, что у одного примера могут быть разные решения. Предложите самому найти ответ двумя способами. Старайтесь сформировать у ребенка творческий подход к решению задач.
Обратите внимание
Очень важно не внушить ребенку отвращение к математике руганью и не понизить его самооценку обвинениями в бестолковости.
Источники:
  • Задачи-шутки по математике
  • задача для первоклассника

Совет 4 : Как объяснять математику для школьников

Чтобы грамотно научить ребенка, учащегося в начальной школе, решать математические задачи, требуется умело донести до него, что нужно выполнять, чтобы в результате получился правильный ответ. Он должен иметь представление о том, что он считает и для чего, уметь анализировать.
Как объяснять математику для школьников
Инструкция
1
В решении задач по математике главное – это уметь выделять условие, а также вопрос. И чем больше требуется найти, тем большее количество манипуляций нужно произвести.
2
Научите ребенка выделять из текста задачи ключевые слова: «купили/продали», «дали/взяли», «положили/забрали». Раскрывайте смысл тех или иных слов ребенку. То есть если ему что-то подарили или его чем-то угостили, значит, у него прибавилось; если унесли или забрали – соответственно убавилось.
3
Обязательным и методически верным условием обучения детей решению математических задач является наглядность. Малыши пока не умеют оперировать абстрактными понятиями, поэтому, так или иначе, им придется объяснять все на конкретных примерах. К примеру, у мамы есть 6 кубиков, 2 из них она отдает ребенку и просит сосчитать, сколько кубиков у нее осталось. Очень важно также, чтобы все действия производились самими детьми. При этом они должны вслух проговаривать, что они делают и зачем. Так развивается зрительная, слуховая, моторная память.
4
Обязательно подсказывайте ребенку, как различаются часть и целое. Допустим, вы берете мандарин и делите его на дольки. Сам фрукт, таким образом, является целым, а дольки – частями. Затем попросите малыша посчитать, из скольких частей состоит мандарин.
5
Затем уберите половину долек и попросите посчитать, сколько осталось. Когда ребенок посчитает, спросите, каким еще способом можно найти решение этой задачи. Ответ – вычитание. А если к первой части прибавить вторую, то получится мандарин. Для этого их нужно сложить.
6
И заключительный этап обучения: повторение, анализ изученных действий. Пусть малыш по пунктам расскажет, каким было условие, каким – вопрос, что он сделал для получения ответа. Когда алгоритм будет усвоен, дайте ребенку аналогичную задачу для самостоятельного решения.
Полезный совет
Начинать следует с самых простых задач, чтобы у малыша не сложились негативные впечатления об учебном процессе.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500