Совет 1: Как оформить продажу основного средства

При продаже основного средства предприятием его стоимость должна быть списана с бухгалтерского учета. Это выгодно для организации, так как в этом случае сумма налога на имущество предприятия будет уменьшена. А при наличии даже неиспользуемого, например, транспортного средства, налог на него все равно начисляется.
Как оформить продажу основного средства
Инструкция
1
Создайте комиссию для контроля за процессом продажи основных средств. Комиссия необходима на основании пунктов 77–81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. В ее состав обязательно должны войти главный бухгалтер предприятия и материально ответственные лица. Комиссия утверждается приказом, который подписывает руководитель организации.
2
В момент продажи основного средства оформите договор купли-продажи. Также, в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7), оформите Акт о приеме-передаче объекта основных средств в двух экземплярах. Акты подписываются покупателем и поставщиком.
3
В акте укажите следующие данные: дата и номер составления акта, наименование основного средства на основании технического паспорта, наименование изготовителя, место передачи средства, инвентарный номер средства, срок использования средства и срок эксплуатации по факту, прочие характеристики средства.
4
На основании данных акта приема-передачи сделайте запись в инвентарной карточке учета объекта основных средств.
5
Поскольку продажа основного средства подлежит налогообложению НДС, выставьте покупателю счет-фактуру. Начислите НДС на сумму продажи в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ. Отобразите сумму начисленного НДС в учете по кредиту счета 68.
6
Со следующего месяца после продажи перестаньте начислять амортизацию.
7
Откройте субсчет «Выбытие основных средств» на счете 01. Это необходимо, чтобы отразить выбытие имущества в бухгалтерском учете. Доход от продажи основного средства зафиксируйте в составе прочих доходов по кредиту счета 91. Расходы, связанные с продажей средств (транспортировка, упаковка, хранение), учтите в составе прочих средств по дебету счета 91. Сделайте это в момент продажи объекта.
8
В соответствии с пунктом 31 ПБУ 6/01, доходы и расходы, связанные с продажей основных средств, отразите в бухгалтерском учете в том же отчетном периоде, в котором была произведена их продажа.

Совет 2 : Как отразить ОС в бухучете

Основные средства – это такие активы организации, срок полезного использования которых превышает один год. К ним относят: здания, сооружения, какое-либо оборудование и другие ценности. Ежемесячно на них начисляется амортизация (износ), по мере которого постепенно списывается их первоначальная стоимость. Как же отражать операции, связанные с основными средствами?
Как отразить ОС в бухучете
Вам понадобится
  • - акт приема-сдачи основных средств;
  • - бухгалтерская справка;
  • - счет от поставщика;
  • - договор;
  • - платежные документы.
Инструкция
1
Как правило, основные средства сначала поступают в организацию. При этом поступать они могут от различных источников, от этого и зависит кредитуемый счет. Например:
Д08 «Вложения во внеоборотные активы» К75 «Расчеты с учредителями» - отражено поступление ОС в счет уставного вклада;
Д01 «Основные средства» К08 «Вложения во внеоборотные активы»- введены в эксплуатацию ОС.
2
В том случае, когда основные средства приобретены у поставщика, сделайте запись:
Д08 «Вложения во внеоборотные активы» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - начислено поставщику за ОС.
3
При приобретении оборудования, которое требует монтажа, то есть установки, также необходимо отразить это соответствующими проводками:
Д07 «Оборудование к установке» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – начислена сумма поставщику за ОС;
Д08 «Вложения во внеоборотные активы» К07 «Оборудование к установке» - передано оборудование в монтаж;
Д08 «Вложения во внеоборотные активы» К70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - учтены расходы на монтаж;
4
Иногда целесообразно использовать переоценку основных средств, это делается, например, для того, чтобы составить финансовую отчетность и провести анализ. Переоценка делается раз в год. Помните, что сделав ее единожды, вы должны проводить эту процедуру каждый год. При данной операции сделайте запись в бухгалтерском учете в случае дооценки:
Д01 «Основные средства» К83 «Добавочный капитал» или 84 «Нераспределенная прибыль» - увеличена первоначальная стоимость ОС;
Д83 или 84 К02 «Амортизация ОС» - увеличены амортизационные отчисления ОС.
А в случае уценки:
Д83 или 84 К01 – уменьшена первоначальная стоимость ОС;
Д02 К83 или 84 – уменьшены амортизационные отчисления ОС.
5
Как уже говорилось выше, со временем основные средства, числящиеся на балансе предприятия, стареют. Исходя из этого, необходимо ежемесячно начислять амортизацию, то есть списывать из первоначальной стоимости сумму износа. Для учета амортизации используют счет 02, к которому дебетуются счета: 20 «Основное производство» 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и прочие счета.
6
Порой эти активы выходят из строя, в этом случае целесообразно передать их в ремонт. Следует учитывать, что такое расходы списываются единовременно. Это делается проводкой:
Д20, 23, 25 и др. К 10 «Материалы», 60 «Расчеты с персоналом по оплате труда» др. – списаны расходы на ремонт ОС.
7
Иногда организации создают ремонтный фонд, куда списывают затраты равномерно и каждый месяц. При этом вы должны также отражать это в бухгалтерском учете:
Д20, 25, 26 и др. К96 «Резервы предстоящих расходов» - отражены отчисления в ремонтный фонд.
8
Когда происходит выбытие основных средств, необходимо составить акт о ликвидации данных активов и сделать проводки в бухгалтерском учете. Если ОС списывается из-за непригодности, сделайте записи:
Д01 К01 – списана первоначальная стоимость ОС;
Д02 К01 – списана сумма амортизации ОС;
Д91 К01 – списана остаточная стоимость ОС.
Видео по теме
Полезный совет
Все операции должны отражаться согласно сопроводительным документам, а также уточняться бухгалтерскими справками, например, в случае расчета амортизационных отчислений.

Совет 3 : Как оформить документы по основным средствам

В ходе хозяйственных операций, осуществляемых предприятием, происходит движение основных средств по их поступлению, выбытию и внутреннему перемещению. В соответствии со ст.9 Федерального закон №129-ФЗ от 21.11.1996 года «О бухгалтерском учете», устанавливается необходимость оформления на все эти операции оправдательных документов. Эти формы выступают в качестве первичных документов для бухгалтерского учета основных средств.
Как оформить документы по основным средствам
Инструкция
1
Включите объекты в состав основных средств и проведите учет их ввода в эксплуатацию при их поступлении на предприятие. Для этого составляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме №ОС-1. Если необходимо оформить группу объектов, то используется Акт по форме №ОС-1б. Принятие на учет зданий и сооружений осуществляется по Акту формы №ОС-01а. Для каждого объекта составляется отдельный документ. В первом разделе указываются данные передающей стороны. Второй раздел заполняет предприятие-получатель основных средств, где указывается первоначальная стоимость объекта, его срок использования, метод исчисления амортизации и норма амортизационных отчислений. В третьем разделе содержится краткая характеристика объекта. Аналогичные акты составляются при выбытии объекта из состава основных средств организации.
2
Оформите перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями предприятия при помощи Накладной по форме №ОС-2. Составьте три экземпляра документа, первый - отдается в бухгалтерию, второй - оставляется у материально-ответственного лица передающего подразделения, а третий – направляется в получающее подразделение.
3
Проведите операции по ремонту, модернизации и реконструкции объекта основных средств составлением соответствующего Акта по форме №ОС-3. В первом разделе документа вносятся данные о состоянии объекта основных средств до проведения вышеперечисленных операций. Второй раздел содержит данные о затратах, которые понесло предприятие на ремонт, модернизацию или реконструкцию объекта основных средств. Для составления акта организовывается приемочная комиссия или назначается ответственное лицо.
4
Внесите данные о приеме, исключении, перемещении, ремонта и прочих операциях с объектами основных средств в инвентарную карточку или в книгу учета, которые имеют форму №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б.

Совет 4 : Как заполнить форму на основное средство

Основные средства – это активы организации, которые имеют срок полезного использования более одного года; также они не предназначены для перепродажи и содержат материально-вещественную форму. Как правило, при приеме или передаче составляется акт (форма №ОС-1), который состоит из двух страниц.
Как заполнить форму на основное средство
Инструкция
1
Укажите наименования организаций согласно учредительным документам, их юридический адрес, банковские реквизиты (наименование банка, БИК, ИНН, КПП, расчетный счет, корреспондентский счет), если имеется – наименование структурного подразделения. Напишите основание для составления акта - это может быть приказ, договор купли-продажи, распоряжение.
2
Чуть справа от себя вы увидите небольшую таблицу, где вам нужно будет указать код по ОКУД, ОКПО. Далее укажите номер и дату составления документа. Также напишите инвентарный и заводской номер, дату принятия и списания с бухгалтерского учета.
3
Строкой ниже напишите наименование объекта, причем формулировка должна звучать так, как указано в техническом паспорте, например, «Токарный станок «Тайга»». Укажите и местонахождение имущества. Напишите организацию-изготовителя объекта ОС.
4
Далее заполните таблицу №1. Укажите дату выпуска основного средства (посмотрите ее в техническом паспорте), дату ввода в эксплуатацию и дату последнего ремонта (получить информацию вы можете из инвентарной карточки).
5
В следующей графе укажите срок полезного использования и фактический срок эксплуатации ОС. Далее напишите сумму начисленной амортизации, для этого сформируйте карточку счета 02. Остаточную стоимость вычислите с помощью разницы между первоначальной стоимости и суммой амортизации, то есть счет 01 минус счет 02.
6
В таблице №2 укажите стоимость, по которой принимается объект, срок полезного использования и способ начисления амортизации.
7
Внесите краткую характеристику объекта основных средств. Далее укажите, требует ли ОС ремонта. Акт подпишите у всех членов комиссии, которые принимают имущество, проставьте дату, подпись и печать организаций на первой странице документа.
Видео по теме

Совет 5 : Как оформить покупку основного средства

Оформление покупки основного средства на предприятии производится согласно установленным нормативам и требует составления акта приема-передачи и инвентарной карточки. На основании данных документов производятся соответствующие записи в бухгалтерском cчете, которые принимают новый объект на баланс.
Как оформить покупку основного средства
Инструкция
1
Оформите акт приема-передачи объекта основного средства, который имеет установленную форму ОС-1. Для этого вначале необходимо сформировать комиссию, состоящую из представителей продавца и покупателя объекта. В акте указывается данные об основном средстве, срок его эксплуатации, срок полезного использования, первоначальная и договорная стоимость, а также амортизация, которая начислена за время его использования. После этого покупатель определяет способ расчета износа, который соответствует учетной политике предприятия.
2
Издайте приказ по предприятию о вводе в эксплуатацию основного средства. Составьте инвентарную карточку по форме ОС-6. В данном документе указываются сведения об объекте, на основании которых он был принят к учету.
3
Отразите покупку основного средства в бухгалтерском учете. Откройте кредит по счету 60 «Расчеты с поставщиками» и дебет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму приобретения объекта. Учтите расходы на доставку. При этом в корреспонденции со счетом 08 указывается кредит счетов 60, 76 «Расчеты с разными дебиторами», 23 «Вспомогательные производства» или иной, который соответствует произведенным затратам. Ввод в эксплуатацию отразите на дебете счета 01 «Основные средства» с обращением к счету 08.
4
Проведите в бухгалтерии покупку основного средства, которое требует монтажа. В этом случае стоимость объекта вначале необходимо учесть на счете 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60. После проведения монтажа основное средство переводиться на дебет счета 08 и списываются расходы на данные работы. Только после этого можно принимать объект на баланс и учитывать на счете 01.
5
Производите ежемесячный расчет амортизационных отчислений и отражайте данные величины на кредите счете 02 «Амортизация основных средств».

Совет 6 : Как вести учет основных средств

Для осуществления хозяйственной деятельности руководители организаций используют основные средства, то есть те активы, которые имеют длительный срок полезного пользования. Эти объекты не предназначены для перепродажи. Если на балансе предприятия числится имущество, бухгалтер должен осуществлять учет основных средств.
Как вести учет основных средств
Инструкция
1
Основные средства могут быть приобретены различными способами. Это могут поступления от учредителей в виде вклада в уставной капитал; объекты могут быть построены организацией; получены путем безвозмездной передачи; приобретены у поставщика. Любой способ должен быть оформлен документально, то есть лишь на основании подтверждающих документов бухгалтер имеет право сделать запись в бухгалтерском учете.
2
Ввод в эксплуатацию основного средства происходит на основании приказа руководителя. Помимо этого распорядительного документа составьте акт приема-передачи ОС, который имеет унифицированную форму №ОС-1.
3
При вводе объекта в эксплуатацию присвойте ему инвентарный номер и оформите инвентарную карточку по форме №ОС-6. Порядок присвоения номера должен быть сформирован руководителем организации и утвержден в учетной политике.
4
Если основное средство получено от учредителя, первоначальная стоимость определяется на собрании акционеров путем согласования с другими участниками организации. Решение оформляется в виде протокола. В бухгалтерском учете вы должны сделать записи:- Д75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» К80 – отражена задолженность учредителя по вкладам;- Д08 К75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» – отражено поступление ОС в уставный капитал;- Д01 К08 – ОС введен в эксплуатацию.
5
Если основные средства построены организацией, первоначальная стоимость складывается из всех затрат, ушедших на производство объекта (например, стоимость материалов; заработная плата работников, занятых в производстве и др.) В бухгалтерском учете отразите эти операции следующим образом:- Д08 К10 – отражено списание материалов на строительство ОС;- Д08 К70 – начислена заработная плата сотрудникам, занятым в строительстве ОС;- Д01 К08 – ОС введен в эксплуатацию.
6
При приобретении объектов у поставщика сделайте проводки:- Д07 К60 – отражено начисление оплаты поставщику за ОС;- Д07 К23, 60 или 76 – отражены расходы на доставку ОС;- Д01 К08 – ОС введен в эксплуатацию.
7
Ежемесячно вы должны начислять амортизацию, то есть переносить стоимость объекта на производимую продукцию. Амортизационные отчисления могут быть определены различными способами: линейным способом, при помощи метода уменьшающего остатка, и путем списания стоимости по сроку полезного использования. Выбранные метод утвердите в учетной политике организации. В бухгалтерском учете отразите амортизацию следующим образом:- Д20,23,44 К02 – начислена амортизация ОС;- Д02 К01 – списана сумма амортизации.
8
Выбытие основных средств может быть осуществлено по разным причинам. Например, при продаже, при сдаче в аренду, при списании по причине непригодности основного средства. Эти операции оформите документально, то есть используя акт и приказ руководителя. В бухгалтерском учете сделайте соответствующие проводки. При непригодности отразите следующим образом:- Д01 субсчет «Выбытие ОС» К01 – списана первоначальная стоимость ОС;- Д02 К01 субсчет «Выбытие ОС» - списана сумма амортизационных отчислений;- Д91 К01 субсчет «Выбытие ОС – списана остаточная стоимость ОС.
9
Если вы продали объект, отразите к вышеперечисленным проводкам добавьте записи:- Д62 К91 – отражено получение выручки от продажи ОС;- Д91 К68 – учтен «входящий» НДС.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500