Совет 1: Как определить раствор соляной кислоты

Соляная кислота, которую также называют хлороводородной, содержится в желудочном соке и помогает переваривать белковую пищу. В лабораторных условиях она представляет собой бесцветную едкую жидкость, распознать которую можно при помощи достаточно простой и не требующей особого оборудования качественной реакции.
Вам понадобится
  • Пробирка с проверяемым веществом, раствор нитрата серебра
Инструкция
1
Соляная кислота, как и любые другие кислоты, придает лакмусовому индикатору красный цвет, взаимодействует с металлами и их оксидами, а также вступает в другие характерные для кислот реакции. Но чтобы выделить ее из ряда других кислот, нужно провести качественную реакцию на хлорид-ион.
2
Возьмите пробирку, в которой предположительно находится соляная кислота (HCl). Добавьте в эту емкость немного раствора нитрата серебра (AgNO3). Действуйте осторожно и не допускайте попадания реактивов на кожу. Нитрат серебра может оставить на коже черные следы, избавиться от которых удастся только через несколько дней, а попадание на кожу соляной кислоты может вызвать сильнейшие химические ожоги.
3
Следите за тем, что будет происходить с полученным раствором. Если цвет и консистенция содержимого пробирки останутся неизменными, это будет означать, что вещества не вступили в реакцию. В этом случае можно будет с уверенностью заключить, что проверяемое вещество не являлось соляной кислотой.
4
Если же в пробирке появится белый осадок, по консистенции напоминающий творог или свернувшееся молоко, это будет свидетельствовать о том, что вещества вступили в реакцию. Видимым результатом этой реакции стало образование хлорида серебра (AgCl). Именно наличие этого белого творожистого осадка будет являться прямым доказательством того, что первоначально в вашей пробирке действительно находилась соляная, а не какая-либо другая кислота.
5
В виде уравнения данная качественная реакция будет выглядеть следующим образом: HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3. Для того чтобы подчеркнуть, что хлорид серебра (AgCl) образовался в виде осадка, возле формулы этого вещества вам нужно будет нарисовать стрелку, направленную вниз.

Совет 2: Как кислоты взаимодействуют с оксидами

Знания химических свойств кислот, в частности, их взаимодействие с оксидами, сослужат хорошую службу при выполнении самых разнообразных заданий по химии. Это позволит решить расчетные задачи, осуществить цепочку превращений, выполнить задания практического характера, а также поможет на тестировании, в том числе и на ЕГЭ.
Вам понадобится
  • - серная и соляная кислоты;
  • - оксиды калия, кальция, алюминия;
  • - пробирки.
Инструкция
1
Кислоты представляют собой сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка. В зависимости от количества атомов водорода кислоты классифицируются на одноосновные, двухосновные и трехосновные. В реакциях взаимодействия кислот с оксидами атомы водорода замещаются на металл. Оксиды могут быть кислотными, основными и амфотерными. Кислотным оксидам соответствуют кислоты, а основным - основания.
2
В химическую реакцию с кислотами могут вступать основные и амфотерные оксиды, в результате чего образуются соль и вода. Данный тип реакции относится к реакции обмена, в которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Учитывая, что элементы, входящие в состав оксида могут иметь различную валентность, в уравнениях реакций будут стоять разные коэффициенты.
3
Пример № 1. Напишите два уравнения реакции взаимодействия соляной и серной кислот с оксидом калия.
При взаимодействии кислот с оксидом калия, который является основным, образуется соль (хлорид калия или сульфат калия) и вода. Для данной реакции выбран одновалентный металл калий, входящий в состав оксида.

2HCl + К2O = 2КCl + H2O
H2SO4 + К2O = K2SO4 + H2O
4
Пример № 2. Напишите два уравнения реакции взаимодействия соляной и серной кислот с оксидом кальция.
При взаимодействии кислоты с оксидом кальция, который также является основным, образуется соль (хлорид кальция или сульфат кальция) и вода. Для этого уравнения в составе оксида взят двухвалентный металл.

2HCl + CaO = CaCl2 + H2O
H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O
5
Пример № 3. Напишите два уравнения реакции взаимодействия соляной и серной кислот с оксидом алюминия.
При взаимодействии кислоты с оксидом алюминия, который является амфотерным, образуется соль (хлорид или сульфат алюминия) и вода. Для данного уравнения подобран трехвалентный металл в составе оксида.

6HCl + Al2O3 = 2AlCl3 + 3H2O
3H2SO4 + Al2O3 = Al2(SO4)3+ 6H2O
Видео по теме
Источники:
  • кислоты не взаимодействуют с основными оксидами

Совет 3: Как по реакции определить соляную кислоту

Соляная (хлороводородная) кислота имеет химическую формулу НСl. Это вещество представляет собою прозрачную едкую жидкость, бесцветную или со слабым желтоватым оттенком. Ее плотность около 1,2 грамм/кубический сантиметр. Соляная кислота, а также ее производные широко используются в разных отраслях промышленности. С помощью каких простых и наглядных химических реакций можно определить эту кислоту?
Инструкция
1
Предположим, у вас есть несколько пронумерованных пробирок с бесцветными жидкостями. Вам известно, что как минимум одна из них – соляная кислота. Отлейте из пробирок понемногу жидкости в другие пробирки, пронумерованные таким же образом, затем добавьте в каждую по кусочку активного металла (то есть стоящего в электрохимическом ряду напряжений левее водорода), но не щелочного или щелочноземельного. Очень хорошо подойдет для этого опыта цинк. В той пробирке, где сразу же начнется бурная реакция с выделением большого количества газа, находится кислота, так как металл вытесняет водород, занимая его место и образуя соль. Реакция проходит по следующей схеме: Zn+2 HCl=ZnCl2+H2.
2
Почему не подойдет щелочной или щелочноземельный металл? Дело в том, что они дают схожую реакцию с выделением водорода не только при контакте с кислотой, но и при соединении с водой. Поэтому понадобились бы дополнительные опыты, что усложнило бы задачу.
3
Чтобы доказать, что выделившийся газ – именно водород, надо собрать его в перевернутую пробирку с помощью изогнутой стеклянной трубки и емкости с гидрозатвором, а потом поднести к открытому концу пробирки тлеющую лучину. Должен раздаться громкий хлопок. Для предосторожности следует перед этим обмотать пробирку какой-нибудь материей или полоской тонкой резины, чтобы не допустить травм, если стекло лопнет.
4
Вы доказали, что в пробирке, куда был помещен цинк, содержалась именно кислота. Но чтобы узнать, какая именно это кислота, нужно провести еще один опыт. Для веществ, содержащих хлорид-ион, есть очень наглядная качественная реакция, основанная на том, что хлористое серебро (АgCl) – одно из самых малорастворимых веществ.
5
Прилейте в первую пробирку немного раствора азотнокислого серебра (ляписа). Если мгновенно выпадет белый осадок, в емкости была именно соляная кислота. Реакция протекает по следующей схеме: HCl+AgNO3=AgCl+HNO3.
Видео по теме

Совет 4: Как найти титр раствора

Титр раствора - это один из терминов для обозначения концентрации (наряду с процентной концентрацией, молярной концентрацией и т.д.). Величина титра указывает, какое количество граммов вещества содержится в одном миллилитре раствора.
Инструкция
1
Предположим, дана такая задача. Имеется 20 миллилитров раствора гидроксида натрия. Для его нейтрализации понадобилось израсходовать 30 миллилитров 1М раствора соляной кислоты. Ни одно из веществ не было взято в избытке. Определить, каков титр щелочи.
2
Прежде всего, напишите уравнение реакции. Она протекает так:NaOH + HCl = NaCl + H2O.
3
Вы видите, что в ходе этой реакции нейтрализации, согласно уравнению, количество молей кислоты полностью совпадает с количеством молей связанной ею щелочи. А сколько молей кислоты вступило в реакцию? Раз ее раствор одномолярный, то количество молей будет во столько же раз меньше единицы, во сколько раз 30 миллилитров меньше 1 литра. То есть, 30/1000 = 0,03 моля.
4
Из этого следует, что щелочи также было 0,03 моля. Посчитайте, сколько это будет в граммах. Молекулярная масса едкого натра примерно равна 23 + 16 +1 = 40, следовательно, его молярная масса составляет 40 г/моль. Умножив 40 на 0,03, получите: 1,2 грамма.
5
Ну, а дальше все очень просто. 1,2 грамма щелочи содержится в 20 миллилитрах раствора. Разделив 1,2 на 20, получите ответ: 0,06 грамм/миллилитр. Вот такой титр у раствора гидроксида натрия.
6
Усложним условие задачи. Предположим, у вас имеется то же количество раствора гидроксида натрия – 20 миллилитров. Для ее нейтрализации добавили те же 30 миллилитров 1М соляной кислоты. Однако, в отличие от предыдущей задачи, оказалось, что кислота была взята в избытке, и для ее нейтрализации пришлось израсходовать 5 миллилитров 2М раствора гидроксида калия. Каков титр раствора гидроксида натрия в этом случае?
7
Начните с написания уравнения реакции кислоты с едким кали:HCl + KOH = KCl + H2O.
8
Рассуждая аналогично вышеприведенному примеру и произведя расчеты, вы увидите: во-первых, изначально соляной кислоты было 0,03 моля, а во-вторых, в реакцию с кислотой вступило 2х0,005 = 0,01 моля едкого кали. Эта щелочь, соответственно, связала 0,01 моля соляной кислоты. Следовательно, на первую реакцию с другой щелочью – едким натром – ушло 0,03 – 0,01 = 0,02 моля соляной кислоты. Из чего становится ясно, что и едкого натра в растворе содержалось 0,02 моля, то есть, 40х0,02 = 0,8 грамм.
9
А дальше определить титр этого раствора – проще некуда, в одно действие. Разделив 0,8 на 20, получите ответ: 0,04 грамма/миллилитр. Решение задачи заняло чуть больше времени, но и здесь не было ничего сложного.

Совет 5: Как определить жесткость воды в аквариуме

Для жизни рыб очень важна не только температура воды в аквариуме, но и ее жесткость. Так называют уровень солей кальция и магния. Какой должна быть жесткость воды и как ее определить?
Инструкция
1
Жесткость чаще всего разделяют на постоянную и временную. Временную еще называют карбонатной, она связана с нахождением в воде ионов кальция и магния, которые можно убрать с помощью кипячения. Измерение карбонатной жесткости, как правило, проводится с помощью кипячения определенного количества воды и взвешивания образовавшегося осадка. Но на практике это сделать довольно трудно, поэтому применяют следующий метод: подготовьте необходимые реактивы и оборудование. Вам понадобится дистиллированная вода, 38% раствор соляной кислоты (его можно купить в хозяйственном магазине или взять в школьном кабинете химии), метиловый оранжевый индикатор, лабораторная посуда, шприц без иглы.
2
Приготовьте нужный раствор соляной кислоты. Для этого растворите 4 мл купленной соляной кислоты в 300 миллилитрах дистиллированной воды. Затем доведите объем раствора до литра. Будьте предельно осторожны: попадание кислоты на кожу приведет к тяжелым химическим ожогам. Не вдыхайте пары кислоты и при разведении добавляйте обязательно кислоту в воду, а не наоборот.
3
Отмерьте 50 мл. аквариумной воды для исследования. Добавьте в нее метиловый оранжевый индикатор до получения насыщенного желтого цвета. Наберите кислоту в шприц и по капле добавляйте в раствор, наблюдая за изменением цвета. Как только цвет раствора резко изменится на оранжевый, отметьте израсходованное количество кислоты.
4
Расчет жесткости ведется следующим образом: жесткость воды = (концентрация кислоты * объем кислоты) / количество воды. Карбонатная жесткость получится равной объему израсходованной кислоты. Чтобы перевести получившееся значение из мл/экв в градусы, умножьте его на 2,804.
5
Проверьте, подходит ли получившийся уровень жесткости для разведения рыб вашего вида. Смягчить воду можно с помощью добавления питьевой соды.
Видео по теме

Совет 6: Как определить кислотные свойства соединений

Согласно общепринятым взглядам, кислоты - это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков. Они подразделяются на бескислородные и кислородосодержащие, одноосновные и многоосновные, сильные, слабые и т.д. Как определить, имеет то или иное вещество кислотные свойства?
Вам понадобится
  • - индикаторная бумага или раствор лакмуса;
  • - соляная кислота (лучше разбавленная);
  • - порошок углекислого натрия (соды кальцинированной);
  • - немного азотнокислого серебра в растворе;
  • - плоскодонные колбы или лабораторные стаканы.
Инструкция
1
Первый и самый простой тест – испытание с помощью индикаторной лакмусовой бумаги или раствора лакмуса. Если бумажная полоска или водный раствор имеет розовый или красный оттенок, значит, в исследуемом веществе есть водородные ионы, а это верный признак кислоты. Легко можно понять, что чем интенсивнее окраска (вплоть до красно-бордовой), тем сильнее кислота.
2
Есть множество других способов проверки. Например, перед вами поставлена задача определить, является ли прозрачная жидкость соляной кислотой. Как это сделать? Вам известна качественная реакция на хлорид-ион. Он обнаруживается путем добавления даже самых малых количеств раствора ляписа - азотнокислого серебра AgNO3.
3
Отлейте в отдельную емкость немного исследуемой жидкости и капните чуть-чуть раствора ляписа. При этом мгновенно выпадет «творожистый» белый осадок нерастворимого хлорида серебра. То есть хлорид-ион в составе молекулы вещества точно есть. Но, может быть, это все-таки не соляная кислота, а раствор какой-то хлорсодержащей соли? Например, хлорида натрия?
4
Вспомните еще одно свойство кислот. Сильные кислоты (а к их числу, безусловно, относится и соляная) могут вытеснять слабые кислоты из их солей. Поместите в колбу или лабораторный стакан немного порошка кальцинированной соды – Na2CO3 и потихоньку приливайте исследуемую жидкость. Если сразу же раздастся шипение и порошок буквально «вскипит» - никаких сомнений уже не останется - это соляная кислота.
5
Почему? Потому что произошла такая реакция: 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2CO3. Образовалась угольная кислота, которая настолько слаба, что мгновенно разлагается на воду и углекислый газ. Вот его-то пузырьки и вызвали это «бурление и шипение».
Видео по теме
Обратите внимание
Соляная кислота, даже разбавленная – едкое вещество! Помните о технике безопасности.
Полезный совет
Прибегать к вкусовым тестам (если на языке кисло, значит, кислота имеется) ни в коем случае не надо. Как минимум, это может быть очень опасно! Ведь многие кислоты исключительно едки.
Источники:
  • как изменяются кислотные свойства

Совет 7: Как определить минерал

Определение минералов может быть увлекательным и в тоже время трудным. Существуют способы определения минералов по морфологическим и по химическим признакам. С помощью первых можно достаточно верно определить широко распространенные минералы, с минимумом приспособлений. Нужно лишь внимание и аккуратность. Каждое определение становится своего рода исследованием и, коротко повторив путь, пройденный наукой, оказывается на вершине радостного события – разгадки пусть маленькой, но тайны. Так что вооружайтесь всем необходимым и в путь!
Вам понадобится
  • Свежий образец минерала.
  • Осколок стекла, горный хрусталь, фарфоровая неглазурованная пластина/черепок или белый лист бумаги, горелка, магнитная стрелка или компас, 10%-ная соляная кислота, перочинный нож.
  • Определитель минералов
Инструкция
1
Определите качество блеска вашего образца – металлический или неметаллический (стеклянный, алмазный, шелковистый, перламутровый, жирный, восковой). Блеск определяйте на свежем, не окисленном изломе. Определив блеск, выбирете соответствующий пункт справочника и переходите к следующим параметрам определения.
2
Установите твердость вашего образца. Определите, оставляет ли ноготь царапину на минерале. При отрицательном ответе определите, оставляет ли минерал царапину на стекле или же на горном хрустале. Только самые твердые минералы оставляют царапины на горном хрустале – корунд, топаз и алмаз. Исходя из ответов, выберите соответствующие страницы определителя для дальнейшего определения.
3
Определите цвет минерала и качество оставляемого им следа на белой, неглазурованной фарфоровой пластинке. Проведите минералом по фарфору и выясните, остается ли вообще след, и, если да, какого цвета. При отсутствии фарфора, поскоблите минерал ножом, рассмотрите цвет получившегося порошка и разотрите его на белом листе бумаги. Получая определенные результаты, выбирайте соответствующие ссылки ключа определителя. Далее проводите те, эксперименты с образцом, которые требуются по описанию определителя.
4
Определите цвет на свежем изломе образца. Также вам понадобится распознать, имеет ли минерал соленый, горьковато-соленый или горько-соленый вкус, или не имеет его вовсе. Проверьте это опытным путем на чистом изломе. Если требуется определить горение минерала, отколите маленький кусочек и с помощью пинцета введите его в пламя горелки. Определите, горит образец, плавится или не поддается горению.
5
Определите визуально тип излома вашего образца. Излом зависит от кристаллического строения минерала и твердости. Излом может быть гладким, раковистым, землистым, занозистым. Вместе с изломом сразу определите спайность минерала – способность минерала раскалываться или расщепляться по определенным направлениям. Например, слюда имеет спайность в одном направлении – хорошо разделяется на тонкие листочки, а каменная соль имеет спайность в трех направлениях – раскалывается на кристаллы правильной кубической формы. Используйте для раскалывания нож.
6
Используйте компас или магнитную стрелку, если понадобится определить магнитность минерала. Просто поднесите образец к стрелке, подвешенной на игле, она будет притягиваться к образцу, если в нем содержится железо. А для определения содержания карбонатов возьмите раствор соляной кислоты – под ее воздействием некоторые минералы «вскипают», т.е. выделяют углекислый газ. Это все признаки, которые вам потребуются для морфологического определения минералов с помощью определителя.
Обратите внимание
При определении твердости минерала на стекле и горном хрустале, сотрите осыпавшийся порошок (раздробленные частицы), чтобы убедиться в точности результата. Т.к. дробиться может не только предмет на котором проверяли твердость, но и тот, которым проводили черту.
Помните, что цвет минерала и цвет его порошка (или оставляемый след) могут отличаться!
Источники:
  • Определитель минералов
  • определение минерала
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500