Совет 1: Как приготовить четверговую соль

Четверговая соль (есть еще названия "четвережная" и "черная") – соль, "приготовляемая" в Страстную неделю в ночь со среды на Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Древние славяне использовали соль в различных обрядах. Тогда считалось, что соль отпугивает вредоносные силы и защищает человека. Черная соль вкусна и полезна. Блюда, приправленные ею, более ароматны.
Полезная соль.
Подберите свой рецепт
+
-
Вам понадобится
    • Чугунная сковородка
    • Квасная гуща (или ржаная мука)
    • Крупная соль
    • Деревянная ложка
    • Полотняный мешок или стеклянная банка для хранения готовой соли
Инструкция
1
Для того, чтобы четверговая соль получилась вкусная и не пригорела при приготовлении, нужно использовать чугунную сковородку. При отсутствии такой посуды можно прокаливать соль в любой другой толстостенной посуде, но по возможности не используйте алюминиевую. Чтобы соль при долгом приготовлении при высокой температуре не впитала в себя вредные тяжелые металлы.
2
Насыпьте в разогретую сковороду соль и ржаную муку. Постепенно увеличивая температуру, перемешивайте соль с мукой по часовой стрелке на протяжении всего времени приготовления. Лучше использовать для перемешивания деревянную ложку или лопаточку. Прокаливание длится довольно долго, пока соль с мукой не потемнеют.
3
Как только соль поменяет цвет, плиту нужно выключить, а готовую соль оставить на плите до полуночи. После полуночи соль нужно пересыпать в плотных холщовый мешочек или в стеклянную банку, которую нужно будет также плотно закупорить. Четверговая соль готова, и ее можно использовать для употребления в пищу.
4
Если у вас нет квасной гущи, то вместо нее можно использовать размоченный ржаной или бородинский хлеб в пропорции на 1 кг крупной соли – 5 кг хлеба. Эти ингредиенты перемешивают, затем подготовленную смесь ставят в предварительно нагретую до 250 градусов духовку и пекут, пока хлеб не почернеет. После этого смесь нужно измельчить и просеять через сито.
5
В каждой деревне был свой рецепт такой черной соли. Например, в Костроме в четверговую соль при приготовлении к обычным ингредиентам добавляли еще и пряные травы: душицу и мяту. Отсюда и название этой соли - костромская черная соль.
Видео по теме
Обратите внимание
Для приготовления четверговой соли нельзя использовать мелкую йодированную соль.
Чистый четверг: история, приметы и обычаи
Связанная статья
Источники:
  • приготовление черной соли

Совет 2: Что такое четверговая соль

В христианской богослужебной практике существует много различных чинов освящений. Например, водоосвятие, освящение машины, квартиры, нательных крестов, икон и так далее. В некоторые особые дни может совершаться освящения меда, фруктов, кутьи, а также соли. Эта традиция очень редкая. Она происходит в немногих храмах в святой великий четверг.
Что такое четверговая соль

Четверговой солью называют специальным образом приготовленную и освященную соль. Такая редкая традиция имеет место после окончания божественной Литургии в страстной четверг, когда Церковью воспоминается тайная вечеря. Этот обычай очень древний. В современное время сложно найти храм, в котором осуществляется освящение такой соли. Известно, что в русском монастыре на святой горе Афон монахи специально изготавливали соль в печах, а потом священники читали определенные молитвы на освящение соли.

Освященную четверговую соль использовали в пищу, а также могли посыпать ей порог, чтобы отгонять нечистую силу. В последнее время в сознание людей входит множество мистических суеверий. Это приводит к тому, что четверговой соли начинают приписывать магические свойства. Неслучайно, четверговую соль используют некоторые колдуны и маги в своих целях. Так как сейчас мало мест, где производится чин освящения, некоторые экстрасенсы рекомендуют самим людям в ночь на страстной четверг освящать соль. Существует множество различных практик по освящению, но они не имеют ничего общего с христианским пониманием четверговой соли.

Четверговую соль нельзя использовать в различных обрядах колдоства и магии, а также употреблять при гаданиях. Христианину необходимо помнить, что настоящая освященная четверговая соль является обычной солью, которая была окроплена святой водой. При этом на сам продукт снизошла божественная благодать - не более. В христианской традиции можно освящать практически любую вещь и в любое время, поэтому соль не исключение. В связи с этим практика освящения соли именно в великий четверг утрачена и не имеет такого широкого употребления.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500