Совет 1: Как бороться с дисграфией у ребенка

Старая присказка о том, что «в школе тебя научат читать и писать» давно ушла в прошлое. Нынешние школы требуют от ребенка достаточно высокого уровня подготовки – и умственной, и психологической, и физической. И уж конечно еще до школы ребенок должен научиться читать и писать. Но уже на этом этапе порой возникают трудности, связанные с таким нарушением, как дисграфия.
Как бороться с дисграфией у ребенка



Что такое дисграфия и как ее выявить



Часто родителям попросту сложно поверить в то, что ребенок действительно не может грамотно писать слова. Вообще, многие родители занимают по отношению к своему ребенку донельзя странную позицию. Когда ребенок просит помощи и говорит, что не справляется, они отвечают: «Я в школе учился давным-давно, уже ничего не помню» и в лучшем случае нанимают ему репетитора, а в худшем – попросту оставляют проблему без внимания. С другой стороны, они упрекают ребенка в том, что «уж свой-то родной язык стыдно не знать, что там трудного!». Но трудности действительно могут возникнуть.


Если, несмотря на свою старательность и выполнение всех домашних заданий, ребенок не способен писать грамотно, путает буквы, слоги, слова, не умеет правильно построить предложение, не различает языковые понятия, то, скорее всего, он страдает дисграфией.


Дисграфия – это неспособность человека овладеть навыками грамотного письма. Чаще всего она встречается в паре с дислексией – неспособностью читать, но в некоторых случаях эти расстройства могут наблюдаться и отдельно.


Дисграфия – не заболевание, однако может доставить немало проблем не только в учебе, но и в жизни.


Почему-то логопеды и психологи часто уделяют внимание только фонетической дисграфии, то есть, ошибкам, связанным с неразличением фонем и неправильным соотнесением звука и обозначающей его буквы. Однако существует несколько типов ошибок при дисграфии.


1. Ошибки, связанные с несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия – эти ошибки самые распространенные. То есть, если ребенок пишет вместо слова «дом» слово «дым», если постоянно пропускает буквы («тарека»), если путает местами слоги и буквы («онко» вместо «окно»), если прибавляет к слову лишние слоги или выпускает нужные, искажает слова, путается в смягчении гласных, это и есть ошибки, связанные со слуховым восприятием.

2. Ошибки, связанные с плохой сформированностью лексико-грамматического строя языка: ребенок неправильно согласует друг с другом слова («красивый девочка»), неправильно устанавливает управления между словами («пойти в улицу» вместо «пойти на улицу»), заменяет слова похожими, путает приставки и предлоги, пропускает слова в предложении.

3. Третий тип ошибок – это ошибки, связанные со зрительным узнаванием букв. Ребенок путает схожие буквы – «ь» и «ъ», «ш» и «щ», пишет буквы зеркально (особенно когда начинает писать прописными буквами) и т.д.

Когда, как и с чего начать



О том, как бороться с дисграфией, написано множество статей и книг, однако почти все они, поему-то, затрагивают довольно узкий круг проблем. Например, большинство из них нацелен на исправление дисграфии среди школьников и дошкольников. Подобных методик и альбомов с заданиями можно найти сколько угодно. Но случается, что родители решают бороться с проблемой достаточно поздно, например, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе. И здесь задача осложняется тем, что за несколько лет ребенку на уроках уже успели дать множество языковых понятий и определений из разных разделов языкознания, и он путается и «плавает» в них. Особенно трудно детям, которые, страдая дисграфией, обучаются по учебным программам повышенной сложности, например, по программе Эльконина-Давыдова. Часто проблемы с русским языком списываются на лень, на ребенка давят и учителя, и родители, в итоге у ребенка и вовсе может возникнуть полное неприятие этого предмета, а писать грамотно он так никогда и не научится.


Итак, что же делать, если вы заметили у ребенка признаки дисграфии или дислексии?


1. Будьте внимательны к своему ребенку. Если у него есть задержка в речевом развитии, если он плохо произносит звуки, если только начинает читать и писать, но уже не справляется, обязательно обратитесь к логопеду и психологу за консультацией. Лучше решить эти проблемы до школы. Дома вы можете заниматься с ребенком по специальным альбомам с интересными заданиями, которые нетрудно найти в продаже.


2. Если ребенок только пошел в школу, и вы видите, что он объективно не справляется с программой по русскому языку, если ему не даются домашние и классные задания, также незамедлительно обратитесь к логопеду и психологу. Кстати, узнайте у других родителей, насколько хорошо русский язык дается одноклассникам ребенка – если проблемы есть у всех, скорее всего, дело не в нарушениях развития, а в учителе.


4. Если вы решили бороться с проблемой, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе или позже, то вам будет гораздо сложнее. Для начала заручитесь поддержкой и согласием ребенка – он должен сам осознать, что у него проблемы, но если вы будете с ними бороться, то у него все получится. Очень часто дети ошибаются просто потому, что боятся ошибиться, считают себя неспособными сделать правильно – здесь поможет психолог и чуткое отношение родителей.


Вы можете попробовать нанять репетитора, но старайтесь отыскать либо специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми, либо такого, который готов отойти от своей традиционной программы и посвятить чуть больше времени работе с вашим ребенком. Так как у ребенка, скорее всего, в голове полная каша из понятий и терминов, он не может отличить части речи от членов предложения, фонемы от звуков, а звуки от букв, придется работать над системностью языка. Вместе с учителем или репетитором составьте удобную схему для работы, например подобную той, что на изображении. Прорабатывайте каждый раздел языка отдельно и показывайте ребенку, как они связаны между собой. Следите за тем, чтобы ребенок больше читал, а затем пересказывал вам прочитанный текст. А главное – не забудьте объяснить учителю, что у ребенка есть проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно, поэтому какое-то время не стоит спрашивать с него столько же, сколько с других.


Будьте последовательны и настойчивы в борьбе с дисграфией, заручитесь поддержкой специалистов, изучайте специальную литературу – и результаты не заставят себя ждать.


Видео по теме
Источники:
  • Виды дисграфии
  • Причины дисграфии

Совет 2 : Дислексия: выявить и победить

Под дислексией понимается частичное специфическое нарушение мозговой деятельности, отвечающей за процесс чтения. Это заболевание вызвано тем, что некоторые высшие психические функции не были до конца сформированы. Дислектики читают очень медленно, постоянно допуская ошибки: переставляют местами буквы, пропускают слоги, искажают звучание звуков.
Дислексия: выявить и победить
Людей с дислексией ни в коем случае нельзя считать умственно отсталыми, так как кроме затруднений при чтении, они развиваются абсолютно нормально. По данным ВОЗ этим заболеванием в той или иной степени страдают от 5 до 8 процентов школьников начальных классов. Сам по себе диагноз «дислексия» не является поводом для наклеивания на ребенка ярлыков «недоразвитого» или «слабого ученика», так как вовремя обнаруженное заболевание при правильной коррекции почти всегда можно победить.
Однако при несвоевременно начатом, либо неправильном лечении, а также в особо тяжелых случаях, расстройство может носить стойкий характер, сохраняясь многие годы и заметно осложняя ребенку жизнь.


Именно поэтому необходимо обращать внимание на поведение и особенности 5 – 6 летнего ребенка, чтобы не упустить время и вовремя диагностировать дислексию.

Диагностика дислексии


Это заболевание относится к тем, которые тяжело поддаются диагностике, так как проблемы с чтением могут быть вызваны самыми разнообразными причинами. Однако родителям стоит обратить внимание на такие дополнительные симптомы, как дезориентация в пространстве, нарушение координации, проблемы с вниманием, затруднения в общении, проявление излишней обидчивости и агрессии, отсутствие инициативы и некоторые другие.
Проявления часто носят индивидуальный характер, но если возникли подозрения, стоит обратиться к специалисту.


Окончательный диагноз поможет поставить специальный тест, в ходе которого врач записывает все параметры чтения ребенка, сравнивает их с уровнем других детей и делает пометки, где нарушается процесс. Другие тесты проверяют слух, способность к воспроизведению речи, способность воспринимать информацию. По результатам проверки делается заключение о том, как работает тот или иной отдел мозга.

Лечение дислексии


Различные фонематические нарушения восприятия слов успешно поддаются лечению при совместной работе родителей, учителей и врачей. Одной универсальной методики не существует, так как дизлексия принимает разные формы и специалист должен составить индивидуальный план, который будет корректировать все отклонения в восприятии ребенком слов, букв и звуков.
Если в школе по месту жительства нет специалиста по коррекции, а учителя отнеслись безразлично к вашей проблеме, переведите ребенка в другую школу, где умеют работать с детьми, страдающими дислексией.


Чаще всего проводятся дополнительные занятия по работе над тем, с чем у ученика возникают трудности, чтобы постепенно избавиться от проблемы. Очень важным в процессе лечения является доброжелательное отношение, снисходительность к повторяющимся ошибкам, индивидуальный подход к донесению информации.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
написал(а)
Очень трудное и долгое ЭТО дело, бороться с дисграфией.
Если есть опытный помощник (специалист) и подходящие учебные пособия с упражнениями (коррекция дисграфии) тогда "воевать" проще.
Из личного опыт (хорошего специалиста найти не удалось, уч. пособий на НАШЕМ книжном рынке ПОКА нет), пришлось самой разбираться со школьными проблемами ребенка (1-4 части дневника про НАЧАЛО нашего трудного дела)
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/rubric/4042468/
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500