Совет 1: Как бороться с дисграфией у ребенка

Старая присказка о том, что «в школе тебя научат читать и писать» давно ушла в прошлое. Нынешние школы требуют от ребенка достаточно высокого уровня подготовки – и умственной, и психологической, и физической. И уж конечно еще до школы ребенок должен научиться читать и писать. Но уже на этом этапе порой возникают трудности, связанные с таким нарушением, как дисграфия.

Что такое дисграфия и как ее выявить

Часто родителям попросту сложно поверить в то, что ребенок действительно не может грамотно писать слова. Вообще, многие родители занимают по отношению к своему ребенку донельзя странную позицию. Когда ребенок просит помощи и говорит, что не справляется, они отвечают: «Я в школе учился давным-давно, уже ничего не помню» и в лучшем случае нанимают ему репетитора, а в худшем – попросту оставляют проблему без внимания. С другой стороны, они упрекают ребенка в том, что «уж свой-то родной язык стыдно не знать, что там трудного!». Но трудности действительно могут возникнуть.

Если, несмотря на свою старательность и выполнение всех домашних заданий, ребенок не способен писать грамотно, путает буквы, слоги, слова, не умеет правильно построить предложение, не различает языковые понятия, то, скорее всего, он страдает дисграфией.

Дисграфия – это неспособность человека овладеть навыками грамотного письма. Чаще всего она встречается в паре с дислексией – неспособностью читать, но в некоторых случаях эти расстройства могут наблюдаться и отдельно.

Дисграфия – не заболевание, однако может доставить немало проблем не только в учебе, но и в жизни.

Почему-то логопеды и психологи часто уделяют внимание только фонетической дисграфии, то есть, ошибкам, связанным с неразличением фонем и неправильным соотнесением звука и обозначающей его буквы. Однако существует несколько типов ошибок при дисграфии.

1. Ошибки, связанные с несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия – эти ошибки самые распространенные. То есть, если ребенок пишет вместо слова «дом» слово «дым», если постоянно пропускает буквы («тарека»), если путает местами слоги и буквы («онко» вместо «окно»), если прибавляет к слову лишние слоги или выпускает нужные, искажает слова, путается в смягчении гласных, это и есть ошибки, связанные со слуховым восприятием.

2. Ошибки, связанные с плохой сформированностью лексико-грамматического строя языка: ребенок неправильно согласует друг с другом слова («красивый девочка»), неправильно устанавливает управления между словами («пойти в улицу» вместо «пойти на улицу»), заменяет слова похожими, путает приставки и предлоги, пропускает слова в предложении.

3. Третий тип ошибок – это ошибки, связанные со зрительным узнаванием букв. Ребенок путает схожие буквы – «ь» и «ъ», «ш» и «щ», пишет буквы зеркально (особенно когда начинает писать прописными буквами) и т.д.

Когда, как и с чего начать

О том, как бороться с дисграфией, написано множество статей и книг, однако почти все они, поему-то, затрагивают довольно узкий круг проблем. Например, большинство из них нацелен на исправление дисграфии среди школьников и дошкольников. Подобных методик и альбомов с заданиями можно найти сколько угодно. Но случается, что родители решают бороться с проблемой достаточно поздно, например, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе. И здесь задача осложняется тем, что за несколько лет ребенку на уроках уже успели дать множество языковых понятий и определений из разных разделов языкознания, и он путается и «плавает» в них. Особенно трудно детям, которые, страдая дисграфией, обучаются по учебным программам повышенной сложности, например, по программе Эльконина-Давыдова. Часто проблемы с русским языком списываются на лень, на ребенка давят и учителя, и родители, в итоге у ребенка и вовсе может возникнуть полное неприятие этого предмета, а писать грамотно он так никогда и не научится.

Итак, что же делать, если вы заметили у ребенка признаки дисграфии или дислексии?

1. Будьте внимательны к своему ребенку. Если у него есть задержка в речевом развитии, если он плохо произносит звуки, если только начинает читать и писать, но уже не справляется, обязательно обратитесь к логопеду и психологу за консультацией. Лучше решить эти проблемы до школы. Дома вы можете заниматься с ребенком по специальным альбомам с интересными заданиями, которые нетрудно найти в продаже.

2. Если ребенок только пошел в школу, и вы видите, что он объективно не справляется с программой по русскому языку, если ему не даются домашние и классные задания, также незамедлительно обратитесь к логопеду и психологу. Кстати, узнайте у других родителей, насколько хорошо русский язык дается одноклассникам ребенка – если проблемы есть у всех, скорее всего, дело не в нарушениях развития, а в учителе.

4. Если вы решили бороться с проблемой, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе или позже, то вам будет гораздо сложнее. Для начала заручитесь поддержкой и согласием ребенка – он должен сам осознать, что у него проблемы, но если вы будете с ними бороться, то у него все получится. Очень часто дети ошибаются просто потому, что боятся ошибиться, считают себя неспособными сделать правильно – здесь поможет психолог и чуткое отношение родителей.

Вы можете попробовать нанять репетитора, но старайтесь отыскать либо специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми, либо такого, который готов отойти от своей традиционной программы и посвятить чуть больше времени работе с вашим ребенком. Так как у ребенка, скорее всего, в голове полная каша из понятий и терминов, он не может отличить части речи от членов предложения, фонемы от звуков, а звуки от букв, придется работать над системностью языка. Вместе с учителем или репетитором составьте удобную схему для работы, например подобную той, что на изображении. Прорабатывайте каждый раздел языка отдельно и показывайте ребенку, как они связаны между собой. Следите за тем, чтобы ребенок больше читал, а затем пересказывал вам прочитанный текст. А главное – не забудьте объяснить учителю, что у ребенка есть проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно, поэтому какое-то время не стоит спрашивать с него столько же, сколько с других.

Будьте последовательны и настойчивы в борьбе с дисграфией, заручитесь поддержкой специалистов, изучайте специальную литературу – и результаты не заставят себя ждать.

Совет 2: Как вылечить дисграфию и дислексию

Современным детям очень «везет» на диагнозы. И дело вовсе не в том, что они более больные, чем те, кто родился 20-30 лет назад. Просто наука не стоит на месте и открывает все больше новых заболеваний, на которые раньше попросту не обращали внимания или не знали, как их диагностировать. К числу таких болезней относятся и дисграфия с дислексией.
Дисграфия и дислексия – заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью и т.д. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.
Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя не то что говорить, но даже и показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе – залог успеха.

Дисграфия

Дисграфия в переводе с греческого означает «не пишу/рисую». Медики определяют данное заболевание как неспособность овладения письмом на фоне нормально развитого интеллекта. При дисграфии у человека нарушается письмо по фонетическому принципу. Это проявляется в большом количестве ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Как правило, дисграфия не приходит одна. На ее фоне отмечаются также расстройства устной речи, проблемы с другими психическими функциями, в зависимости от того, какая часть нервной системы недозрела.

Диагностировать дисграфию можно при помощи специальных тестов. Как правило, в качестве них предлагаются диктанты и банальное переписывание текстов. Именно такое исследование позволяет максимально точно определить степень расстройства.
Побочным эффектом дисграфии может стать полный отказ человека от письма. Так, например, дети начинают отказываться ходить в школу, взрослые переходят на физический труд, не требующий письма.

Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты. Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать не первых попавшихся специалистов, а именно тех, которые уже давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания и т.д.

Следует помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа.

Дислексия

Дислексия в переводе все с того же греческого означает «невозможность говорить правильно». Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука и буквы, которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

Чаще всего дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы и т.д.

Но, несмотря на это, диагностировать дислексию достаточно сложно. Для этого проводят несколько разных тестов, направленных на изучение порядка чтения, с параллельным сравнением с другими.

Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

В программу реаблитации входят навыки управления голосом, расширение словарного запаса и беглость его использования, а также определение фонем. Обычно в качестве реабилитационных программ пациенту с дислексией предлагают чтение, письмо и обсуждение усвоенной информации. Естественно, под наблюдением врача. Заниматься лечением должны неврологи, логопеды и психологи.
Видео по теме

Совет 3: Вечная проблема ленивых: как бороться с ленью?

Не существует неленивых людей, просто кто-то подвержен ее влиянию больше, а кто-то – меньше. Лениться было бы прекрасно, если бы людям не нужно было организовывать свою жизнь, добывать еду, содержать уют в доме и т.д.

В жизни всегда должно происходить что-либо интересное, ведь для этого человек и живет. И лежание на диване прямо противоположно данному действию. Человеку нужна активность. Но, к сожалению, этой активности часто мешает лень.

Мотивация против лени

Мотивация является не только наличием отличных возможностей. Если вам лень сделать что-либо, подумайте о плохих последствиях, которые ожидают вас в случае невыполнения дела. Боязнь ухудшения лучше подстегивает человека, нежели туманные и далекие перспективы лучшей жизни.

Устранение причин лени

Бывает и так, что лень - это совсем не лень, а, скорее, страх. Люди откладывают в долгий ящик те дела, которые они бояться выполнять.

Вот представьте, что вам необходимо согласовать с начальством некоторые вопросы касающиеся вашего проекта. Но вы очень боитесь идти к нему, потому что он ведет себя агрессивно. Следовательно, завершение проекта откладывается в сторону до лучших времен под девизом «мне лень».

А теперь посмотрите правде в глаза, и не вините себя в лени. А лучше, постарайтесь понять, как нужно подойти к руководителю, чтобы он не кричал на вас. Возможно, к концу недели, перед выходными он становится более мягким. Потратьте время лени правильно – найдите решение проблемы.

Уступка как причина лени

Существуют такие нежеланные дела, у которых прекрасные "спутники лени". Вам лень посещать фитнес-клуб, вместо этого вы предпочтете укутаться в плед, пить кофе с булочками и смотреть телевизор. Но ведь дома у телевизора скучно, а в клубе ваши друзья и веселье. А самочувствие после тренажерного зала просто прекрасное! Постарайтесь настроиться на приятных моментах, которые вы можете получить от любого дела. А всем неприятным мелочам – плохой погоде или лени – просто разрешите присутствовать. Человек всегда делает выбор. Что-то ставит на первый план, что-то на второй. Поэтому жертвуйте всем ради приятных моментов.

Самоорганизация для устранения лени

Человек ленится, так как не знает, с какой стороны ему подойти к этому делу. Способы самоорганизации отлично помогают в борьбе с ленью. Если вы уже понимаете, что дело будет отложено подальше под девизом "совершенно лень", попробуйте разбить эту задачу на мелкие шаги. Запишите эти шаги на бумаге, сделайте первый этап, и вычеркните его.
Во-первых, конкретный план действий поможет вам сосредоточиться, и задача уже не будет казаться такой сложной.
Во-вторых, эта хитрость с вычеркиванием поможет вам почувствовать себя героем, способным осуществить еще множество таких шагов.

Завершенность маленькой части процесса - огромный шаг к выполнению всей задачи. Похвалите себя за выполнение, и с удовлетворенным лицом работайте дальше, в надежде вычеркнуть следующий этап.

Актерская игра в борьбе с ленью

Основная причина лени - отсутствие интереса. Ведь, если у человека горят глаза и присутствует большое желание сделать что-то, он и не вспомнит о таком понятии, как «лень».
Вот, например, проводить уборку квартиры совсем не хочется, но нужно. Представьте, что вы граете роль в фильме, и вам дали роль горничной. Вы можете представить, как бы вы сыграли данную роль, можете даже одеться подобающе, полностью войти в образ. Это ваше право. Главное – результат!

Если подходить к некоторым вещам, как к игре, можно не только побороть лень, а превратить эти скучные задания в захватывающие и интересные. Ведь не каждый день появляется возможность поиграть. Постоянно окружают заботы, важные дела.

Совет 4: Как побороть вредную привычку

Практически у каждого человека есть вредные привычки, которые наносят вред его здоровью, красоте или просто неприятны окружающим. Слабовольные люди утверждают, что не могут противиться искушению, но те, у кого сильная воля, могут перебороть свои пагубные привычки.
Инструкция
1
Определите, что именно дает вам ваша вредная привычка. Возможно, вы любите расслабиться, выкурив сигаретку. Офисные работники наверняка замечали, как их курящие коллеги каждый час сбегают в курилку, устраивая себе десятиминутный перерыв и обмениваясь важными новостями, в то время как остальные продолжают работать – сложно отказаться от такой привычки. Попробуйте расслабляться по-другому. Закройте глаза, сверните рабочие документы и позвольте себе посидеть пять минут в тишине либо выйдите к приятелям в курилку не с сигаретой, а с кружкой чаю. Таким образом вы получите свой перерыв, и вам не придется отдыхать в ущерб своему здоровью.
2
Предупреждайте свои привычки. Если вы любите есть чипсы перед телевизором, идя с работы домой, обойдите магазин стороной. Вряд ли вам захочется потом специально бежать за излюбленной вредной пищей. Если вы грызете ногти за просмотром мелодрам, займите руки вышивкой или вязанием.
3
Попросите близких помочь вам. Они с удовольствием будут каждый раз бить вас по спине, когда вы ссутулитесь и опустите плечи.
4
Вознаграждайте себя за маленькие победы над своими слабостями. Если вы в течение рабочей недели не заедали стресс конфетами, пойдите на выходных в магазин и купите себе в награду понравившуюся помаду.
5
Контролируйте свои действия. Многие люди неосознанно начинают грызть ногти, ковырять в носу, подкуривают очередную сигарету, в то время как их мозг занят просмотром фильма или беседой.
6
Если вы пока не готовы окончательно расстаться с вредной привычкой, сведите ее последствия для здоровья к минимуму. Низкокалорийные варианты продуктов и сигареты с пониженным содержанием никотина помогут вам в этом.
7
Отдельно стоит сказать о том, как бороться с вредными привычками маленьких детей. Большая половина из них появляется у ребенка от недостатка внимания, и своими действиями он выпрашивает у вас реакцию на его присутствие, пусть и отрицательную. Спокойно объясните малышу, что ковыряние в носу и употребление бранных слов несказанно огорчает вас, и впредь будьте более внимательны к нуждам вашего сына или дочери.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Виды дисграфии
  • Причины дисграфии
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал(а)
Очень трудное и долгое ЭТО дело, бороться с дисграфией.
Если есть опытный помощник (специалист) и подходящие учебные пособия с упражнениями (коррекция дисграфии) тогда "воевать" проще.
Из личного опыт (хорошего специалиста найти не удалось, уч. пособий на НАШЕМ книжном рынке ПОКА нет), пришлось самой разбираться со школьными проблемами ребенка (1-4 части дневника про НАЧАЛО нашего трудного дела)
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/rubric/4042468/
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше