Совет 1: Как объяснить падежи ребенку

Существительные в русском языке изменяются по падежам. Это одна из основных категорий имен существительных. Изучая с ребенком падежи, усвоить материал помогут небольшие хитрости, которые применяют для лучшего и быстрого запоминания.
Инструкция
1
Для начала объяснить значение падежей в речи можно при помощи нехитрого упражнения. Составьте предложение и сделайте в нем запланированную ошибку. Например: «В воскресенье мы обязательно поедем навестить бабушка с дедушку». Спросите ребенка, что не так в этом предложении? Обычно дети находят и исправляют явные ошибки без труда. На подобных примерах можно наглядно показать, что падежи делают нашу речь связанной, благодаря ним мы без труда понимаем друг друга.
2
В русском языке всего шесть основных падежей. Запомнить их очередность помогает знакомый многим с детства стишок. Он довольно необычен, но как нельзя лучше способствует усвоению очередности падежей:
Иван (Именительный)
Родил (Родительный)
Девчонку (Дательный)
Велел (Винительный)
Тащить (Творительный)
Пеленку (Предложный)
Начальная буква каждого из слов стихотворения соответствует первой букве падежа. Это своеобразное мнемоническое правило, которое способствует запоминанию путем расширения ассоциативных связей.
3
На этом же основано другое выражение, запоминание которого также поможет выучить очередность падежей:
Иван (Именительный)
Рубил (Родительный)
Дрова (Дательный)
Варвара (Винительный)
Топила (Творительный)
Печь (Предложный)
Зная своего ребенка, вы можете придумать для него любое другое высказывание построенное по этому принципу.
4
Запоминанию падежей и соответствующих им вопросов помогают вспомогательные слова и маленькие подсказки.
Именительный падеж отвечает на вопросы «кто?» «что?» («Маша», «стул», «лошадь»).
Родительный падеж – нет рядом с нами «кого?», «чего?» («Маши», «стула», «лошади»).
Дательный падеж – дать игрушку «кому?», «чему?» («Маше», «стулу», «лошади»).
Винительный падеж – вижу неподалеку, вдали «кого?», «что?» («Машу», «стул», «лошадь»).
Творительный падеж – творю (рисую, сочиняю) вместе «с кем?», «с чем?» («с Машей», «со стулом», «с лошадью»).
Предложный падеж – предлагаю поговорить «о ком?», «о чем?» («о Маше», «о стуле», «о лошади»).
Обязательно в этом случае обратите внимание ребенка на идентичность начальных букв в названии падежа и вспомогательного слова: «дательный – дать», «винительный – вижу», «творительный – творю», «предложный – предлагаю».

Совет 2: Как отличить родительный падеж существительного от винительного

Падежи русского языка - это категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении. Школьники заучивают наизусть названия падежей и их признаки, то есть вопросы, но порой возникают трудности. Например, когда нужно отличить родительный падеж от винительного.
Вам понадобится
  • Знания по русскому языку по школьной программе, существительные в винительном и родительном падежах,
Инструкция
1
В русском языке выделяют шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Для определения падежа существительного используют вспомогательные слова и вопросы. От этого зависит написание окончания слова. Очень часто путают родительный (нет: кого? чего?) и винительный (винить: кого? что?) падежи, так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: "кого?".
2
Задайте вопрос. Если вы сомневаетесь, задайте к существительному определяющий вопрос: "нет чего?" (для родительного) и "вижу что?" (для винительного). Если слово приобретает форму именительного падежа, значит, в данном случае это винительный. Например: мелкую рыбку (винительный падеж: вижу что? рыбку, нельзя сказать: нет чего? рыбку).
3
Если вам нужно определить падеж, чтобы расставить окончания, подставьте вместо существительного слово "кошка" или любое другое, но обязательно первого склонения. В зависимости от окончания определите падеж. Например: гордость за учителя - винительный падеж, потому что, подставляя на место существительного слово "кошка", получаем: гордость за кошку. Окончание "у" указвает на винительный падеж. Окончание "и" на родительный.
4
Проанализируйте взаимосвязь слов в словосочетании. Родительный падеж обозначает, как правило, соотношение части и целого (стакан молока), принадлежность к чему-либо (кофта сестры), его употребляют при сравнении (красивее королевы). Винительный используют для передачи пространственно-временных отношений (работать неделю), переход от действия на предмет (вести машину).
5
Используйте эти же методы для для несклоняемых существительных. Например: надеть пальто (надеть кошку - винительный падеж), обойтись без кофе (обойтись без кошки - родительный).
Обратите внимание
Винительный падеж обозначает полный охват объекта действием, определенное количество (выпить молоко), а родительный падеж - распространение действия на часть объекта (выпить молока).
Полезный совет
Неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного в родительном падеже: я увидел дом (винительный), в округе не было домов (родительный)
Источники:
  • Страница, посвященная грамматическим характеристикам имени существительного

Совет 3: Как определить падежи имен существительных

«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку» - первые буквы данной литературной несуразицы упорядочено оглашают список падежей. Существует шесть видов падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них говорит о временном состоянии того или иного имени существительного, которое может меняться в падежном виде. Определить вид падежа существительного несложно, следует только разобраться, на какой вопрос отвечает каждый из падежей.
Инструкция
1
Падеж именительный – начальный, определяющий настоящее звучание слова. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Если существительное неодушевленное, например: окно, дом, книга, автобус, то оно отвечает на вопрос «что?», а если – одушевленное, к примеру, девочка, слон, мама, Рита, то соответственно, отвечает на вопрос «кто?». Это распределение по оживленности предмета будет касаться всех падежей, именно поэтому у каждого падежа два вопроса. Пример 1. Человек (кто?) – одушевленное существительное в именительном падеже , машина (что?) – неодушевленное существительное в именительном падеже.
2
Родительный падеж, от слова «родить кого?» или «что?». Как бы забавно это не звучало, но именно так и нужно задавать вопрос. Ряд вопросов в падежах совпадают, поэтому и некоторые слова будут звучать одинаково, главное, поставить правильно падежный вопрос. Пример 2. Человека (кого?) – одушевленное существительное в родительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в родительном падеже.
3
Дательный падеж определяется словосочетанием «дать кому?» или «чему?». Пример 3. Человеку (кому?) – одушевленное существительное в дательном падеже, машине (чему?)– неодушевленное существительное в дательном падеже.
4
Винительный падеж, отвечает на вопрос: «винить кого?» или « что?». В указанном примере происходит совпадение неодушевленного существительного, поэтому падеж определяется логически, по смыслу. Пример 4. Человека (кого?) – одушевленное существительное в винительном падеже , машину (что?) – неодушевленное существительное в винительном падеже. Но если по смыслу: купил машину (родительный падеж), а разбил машину (винительный падеж).
5
Творительный падеж звучит как: «творить кем?» или «чем?». Пример 5. Человеком (кем?) – одушевленное существительное в творительном падеже, машиной (чем?) – неодушевленное существительное в творительном падеже.
6
Предложный падеж - единственный, ставящий вопрос, не созвучный со своим названием: «говорить о ком?» или «о чём?». Определить слово в данном падеже легко, так как у существительного в таком падеже всегда имеется предлог. Пример 6. О человеке (о ком?) – одушевленное существительное в предложном падеже, о машине (о чём?) – неодушевленное существительное в предложном падеже.
Видео по теме
Полезный совет
Даже если вопрос падежа не совпадает со смыслом в данном предложении, его все равно следует задать для определения падежа существительного.
Синонимы: определение и примеры
Связанная статья
Синонимы: определение и примеры
Источники:
  • Опыт работы в школе
  • падежи пример слов

Совет 4: Как объяснить ребенку слово "нельзя"

Чтобы уберечь ребенка от опасности, взрослые вынуждены говорить "нельзя". Не всегда это встречает понимание у ребенка. Чтобы избежать ссор и конфликтов, соблюдайте несколько правил.
Инструкция
1
Говорите строгим голосом, не улыбайтесь. Дайте ребенку понять всю серьезность ситуации и что вы не передумаете.
Не меняйте своих решений. Чтобы избежать конфликтов, договоритесь с остальными членами семьи о том, что именно вы запрещаете ребенку. Например, если перед обедом нельзя есть конфеты, то никто не должен делать исключений. Иначе ребенок, услышав «нельзя», пойдет к бабушке, которая наверняка пожалеет и разрешит съесть конфетку.
2
Объясняйте ребенку, почему именно нельзя это делать (нельзя таскать кошку за хвост, потому что ей больно и она может поцарапать тебя). Если возможно, предлагайте альтернативу: «Нельзя рисовать карандашами на обоях, но можно на листочке бумаге, мелом на доске…» и т.д.
3
Запрещая что-то ребенку, проявляйте мудрость. Возможно, какие-то запреты давно пора пересмотреть. Вместо того, чтобы запрещать поиграть с котенком, напомните о необходимости вымыть руки после игры с животным. Учите ребенка осваивать окружающий мир: как обращаться с острыми предметами, что делать, если разбилось стекло и т.д.
4
Помните, что личный пример никто не отменял.
5
Не запрещайте, а играйте. Привлеките к объяснению любимых героев мультфильмов или сказок, сделайте пару кукол, разыграйте сценку. Вовлеките в это ребенка: пусть он объяснит нерадивому Буратино, что нельзя трогать утюг; а любимой кукле – почему нельзя жадничать.
6
Наберитесь терпения. Чаще разговаривайте со своим ребенком, чтобы в вашей речи звучало не только слово «нельзя». Старайтесь не злоупотреблять им, иначе ребенок просто перестанет обращать на него внимания.
Если ребенок еще мал, уберите подальше вещи, которые являются предметом ваших с ним конфликтов (ножницы, спички, острые предметы и т.п.).
7
Негативное поведение ребенка может просто означать, что он не знает как поступить. Если у него отобрали игрушку, то вполне естественное поведение для ребенка – ударить обидчика. Объясните, что делать в такой ситуации: сказать маме или постараться договориться о возврате игрушки мирным путем.
Видео по теме
Полезный совет
Маленький ребенок пока не понимает ваших словесных объяснений, но он способен воспринимать ваше недовольство его поступком.
Источники:
  • дети объясняют слова
Как легко определить падеж существительного в предложении
Связанная статья
Как легко определить падеж существительного в предложении
Источники:
  • Канакина В.П. Русский язык. Падежи
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше