Придумал ментальные, или интеллектуальные карты, Тони Бьюзен – известный писатель, лектор и консультант в области психологии обучения, интеллекта и проблем мышления. Еще будучи студентом, Тони столкнулся с таким парадоксом, что чем больше прикладываешь усилий к учебе, тем хуже результат. Чтобы как-то разрешить данную проблему, Бьюзен стал изучать психологию, нейролингвистику, нейропсихологию, кибернетику, мнемонику, теорию творческого восприятия и ряд других наук.

Основные вопросы, на которые юный студент стремился получить ответы, были примерно следующими: «Как научиться учиться?», «Каков он – путь к творческому познанию?», «Какова природа мышления?», «Можно ли разработать новые способы эффективного мышления?». Со временем любознательному студенту открылись некоторые любопытные сведения. Так, он понял, что производительность мозга будет более эффективной, если объединить его потенциальные способности в одно целое, а не применять их по отдельности. К примеру, комбинирование восприятия цвета и речи позволило Тони создать совершенно новый подход к конспектированию лекций.


Таким образом, по определению Тони Бьюзена, ментальные карты – это не что иное, как мысли, изложенные на листе бумаги графическим способом. Представление мыслей в виде графических образов способствует запуску в работу правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и образное мышление. А, как известно, при подготовке к зачетам и экзаменам гораздо интенсивнее трудится левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление.

Чтобы составить ментальную карту, приготовьте чистый лист бумаги, в центре крупным шрифтом напишите ключевое слово или несколько слов, обозначающих проблему, которую нужно решить. Теперь изобразите данную проблему графически. Например, к тезису «экономия» можно нарисовать копилку в виде свиньи или другого забавного зверька.

Затем от главного тезиса нарисуйте в разные стороны стрелки, которые будут заканчиваться новыми понятиями и тезисами (для одной стрелки - один тезис). К каждому тезису нужно нарисовать свое графическое изображение. Между тезисами следует установить различные логические связи, соединив группы тезисов пунктирными линиями разных цветов (один цвет - одна группа). От новых тезисов проведите стрелки к новым тезисам, более мелким, и так, пока не окажется заполненным весь ваш лист.

При составлении ментальной карты используйте яркие цвета, красивый шрифт, запоминающиеся рисунки. Карта должна нравиться, запоминаться. Не бойтесь включать в нее юмор, гротескные сравнения, забавные картинки. Помните, что лучше запоминается именно все необычное.

Ментальные карты намного лучше помогают усвоению материала, чем таблицы и графики, так как они в большей степени соответствуют структуре мышления – визуального, ассоциативного и иерархического.