Совет 1: Как составить план рассказа

Вдохновение - великая вещь. Вы берётесь за перо, и мысли сами собой выливаются не бумагу... А потом, когда перечитываете, возникают вопросы: а где же композиция, где же стройность, где гармония в соотношении частей? Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, необходимо зажать вдохновение в тиски чёткого плана.
Инструкция
1
План любого словесного произведения начинается с композиции. У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В экспозиции намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка, в которой будут развиваться события. Завязка конфликта - отправная точка его развития. Эти части рассказа - одни из ключевых, ибо формируют изначальное впечатление читателя от произведения.
2
Развитие действия - основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта. В ваших силах сделать этот пункт плана более или менее напряжённым. Однако помните и о том, что не стоит слишком затягивать развитие действие, а то читатели бросят читать ваше гениальное произведение, так и не дойдя до самого интересного.
3
Кульминация и развязка - то самое "интересное", для чего рассказы, собственно, и пишутся. Здесь читатели, затаив дыхание, узнают, кто же убийца - садовник или горничная; здесь они улавливают суть произведения, понимают, зачем вы его написали и что хотели сказать; поэтому постарайтесь, посидите на этих частях подольше, несколько раз прочитайте и перепроверьте, пытаясь войти в роль того человека, который будет впоследствии бродить дорогами ваших мыслей.
4
Однако при написании рассказа учитывайте не только количество частей и качество того, что они в себе содержат. Очень важно обратить внимание на соотношение частей, ибо на этом и базируется композиционная гармония текста. Не затягивайте одну часть, оставив на другую одно-два малопонятных предложения. И развивайте свою авторскую интуицию: никакие советы и рекомендации не заменят вам в полной мере ваш собственный гений.

Совет 2: Как составить план произведения

Для чего составляют план произведения? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении плана за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.
Инструкция
1
Прочитайте произведение.
2
В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.
3
Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения, названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.
4
Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план-схему.
5
Также определитесь с видом плана, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.
6
Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведениях это перечень действующих лиц и указание места действия).
7
Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.
8
Найдите завязку произведения.
9
Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.
10
Выявите кульминацию.
11
Определите развязку книги.
12
Сопоставьте сюжет и композицию произведения.
13
Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.
14
Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей;
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.
15
Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения.
16
Составьте первоначальный вариант плана, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.
17
Перечитайте план.
18
Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами плана интервалы.
19
Перепишите план в соответствии с поправками.
20
Окончательный вариант плана используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше