Совет 1: Как составлять план к изложению

Изложение, в отличие от сочинения, не требует от ученика полета фантазии и знаний литературных произведений, но это не означает, что писать изложение проще. Изложение – это пересказ текста своими словами, с сохранением общей стилистики, структуры и основных мыслей автора. Чтобы структурировать информацию в голове и все запомнить правильно, необходимо составлять план предстоящего изложения.
Инструкция
1
Запоминайте на слух. Первый раз прослушайте изложение, не записывая ничего, и просто старайтесь запомнить как можно больше. Если текст совершенно незнакомый (а именно такие тексты, как правило, предлагаются для изложений), лучше всего внимательно с ним ознакомиться, не отвлекаясь ни на что. Во время паузы, которую делает учитель после прочтения, напишите на бумаге основные моменты, которые вам запомнились.
2
Когда слушаете текст изложения во второй раз, делайте записи более подробно. Как правило, именно во время второго прослушивания происходит узнавание текста и запоминается все то, что ускользнуло из памяти в первый раз. Опять же, не стоит строчить за учителем под диктовку, стараясь уловить каждое слово и знак препинания. Ваша задача – поймать структуру текста и передать ее, сохраняя индивидуальный авторский стиль изложения. Точное копирование исходного текста не вызовет у преподавателей ничего кроме сомнения в вашей честности. Разбейте текст на абзацы, стараясь разделить их по смыслу и дать каждому название. Составляя собственный опорный план, можете записывать отрывки предложений, которые запомнились, или даже отдельные фразы, чтобы ярче отобразить в памяти каждый абзац.
3
Итоговый план изложения не должен быть слишком подробным, но и из двух слов, одно из которых – название текста, тоже составлять его не нужно. Добейтесь того, чтобы каждая часть вашего плана отражала содержание нового по смыслу отрывка. Если какой-либо абзац большой по объему и делится на подтемы, отразите это в своем плане. Учителю важно понимать, что структура текста осталась для вас совершенно ясной и видеть, что вы умеете работать с полученной информацией.

Совет 2: Как составить план произведения

Для чего составляют план произведения? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении плана за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.
Инструкция
1
Прочитайте произведение.
2
В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.
3
Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения, названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.
4
Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план-схему.
5
Также определитесь с видом плана, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.
6
Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведениях это перечень действующих лиц и указание места действия).
7
Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.
8
Найдите завязку произведения.
9
Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.
10
Выявите кульминацию.
11
Определите развязку книги.
12
Сопоставьте сюжет и композицию произведения.
13
Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.
14
Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей;
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.
15
Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения.
16
Составьте первоначальный вариант плана, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.
17
Перечитайте план.
18
Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами плана интервалы.
19
Перепишите план в соответствии с поправками.
20
Окончательный вариант плана используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

Совет 3: Как нужно писать план

Педагогам помимо непосредственного обучения детей приходится составлять планы уроков. Это делается, во-первых, для лучшей подготовки к изложению нового материала или проверке усвоения пройденного. Во-вторых, по этим планам, наряду с другими показателями, руководство учебных заведений или проверяющие из органов образования судят об уровне квалификации учителей и о том, соответствуют ли уроки школьной программе.
Инструкция
1
В самом начале плана четко укажите, какой теме будет посвящен урок. Постарайтесь, чтобы она точно соответствовала школьной программе. Помните, что излишняя самостоятельность, новаторство педагога, выходящее за рамки утвержденных планов, увы, не приветствуется ни собственным руководством, ни вышестоящими инстанциями.
2
Определитесь с типом урока. Если на нем будет дана контрольная работа для проверки усвоения пройденного материала – укажите это с обязательным уточнением, сколько времени она займет (весь урок или 30 минут и т.п.) Если же это будет комбинированный урок (повторение пройденного материала и обучение новому) – разбейте его на части и укажите хотя бы примерную продолжительность каждой из них.
3
Не забудьте указать, какие учебные пособия, демонстрационные экспонаты, видеофильмы и тому подобные материалы понадобятся вам для успешного проведения урока.
4
Следующий пункт вашего плана – связь только что пройденной темы с той, которую вы планируете дать детям на уроке. Это важный момент. Постарайтесь указать, каким образом лучше всего перейти от одного материала к другому, чтобы ученикам было интересно и понятно.
5
Затем – основная часть урока. Постарайтесь ясно и четко указать, что именно вы собираетесь объяснить учащимся. Особое внимание уделите тому, как вы планируете мотивировать учащихся к активному обсуждению нового материала. Будет ли это вызов отдельных учеников к доске, опрос с мест, викторина, участие в демонстрационных опытах, если речь идет, например, об уроках физики и химии или рассмотрение биографии какой-либо известной личности, альтернативного варианта развития событий, если запланирован урок истории.
6
Заключительный пункт плана: подведение итогов урока, объявление оценок (при этом необходимо отметить отличившихся учеников). После чего надо дать школьникам домашнее задание и ответить на их вопросы.
Видео по теме

Совет 4: Как составить план сочинения

Существует две ситуации, в которых нам нужно написать сочинение – домашняя спокойная и экзаменационная, где требуется максимальное сосредоточение. Однако алгоритм составления плана остается одинаковым в том и другом случае.
План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Схема плана. Советы по оформлению

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.
В конце формулировки ставится точка.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина;
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.
Видео по теме
Источники:
  • Сочинение (этапы работы, рекомендации)
Обратите внимание
Никогда не следует писать в плане отрывки фраз из текста или части диалогов. Лучше всего дайте абзацам названия, отражающие их общий смысл, и составьте план из них.
Полезный совет
План можно составить и в самом конце работы, когда весь текст уже будет написан. Чернового варианта набросков и плана, который вы составляли только для себя, для пересказа может быть вполне достаточно, а вот красивый структурный план иногда бывает проще сделать уже после того, как работа закончена.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше