Совет 1: Как ставить запятые

Правильно ставить запятые в предложении должен уметь каждый образованный человек. Кроме того, от правильной расстановки знаков препинания в предложении нередко зависит его смысл.
Вам понадобится
  • 1. Ручка и бумага
  • 2. Пособие по русскому языку
Инструкция
1
Выясните, есть ли в предложении однородные члены. Запятая между ними ставится, если они не соединены союзом. Также она ставится между ними, если они соединены противительными союзами "а", "но", "да", "однако" и др. Ставится запятая между однородными членами также, если они соединены повторяющимися союзами "и …, и", "да …, да", "ни …, ни", "или …, или" и др.
2
Выясните, если ли в предложении обособленные члены. В большинстве случаев обособляются распространенные определения, которые стоят после определяемого слова. Обособляются также деепричастные обороты и одиночные деепричастия, обозначающие действие.
3
В сложносочиненном предложении ставьте запятую, если его части связаны соединительными, противительными, разделительными, присоединительными, пояснительными союзами. В сложноподчиненном предложении ставьте запятую, чтобы отделить придаточное предложение от главного. Придаточное предложение отделяется от главного одной запятой или же запятыми с обеих сторон.
4
Ставьте запятую также в сравнительных оборотах с союзами "как", "что" и т.п. Обратите внимание, что такие обороты выделяются запятыми, только если обозначают уподобление и никаких других оттенков более.
5
Обратите внимание, что запятые также ставятся при вводных словах и словосочетаниях, выражающих отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например, различные чувства говорящего (к счастью, к сожалению и т.д.), большую или меньшую степень уверенности (конечно, безусловно и т.д.), порядок изложения, связь мыслей (во-первых, таким образом и т.д.).
Обратите внимание
Но разговор пойдет о выделяющих знаках препинания. Где поставить запятую, а где ее ставить не нужно? Для чего служат запятые и что нужно знать, чтобы расставлять их правильно, Вы узнаете, просмотрев данный видеоролик.
Полезный совет
Например, нередко пробелы оказываются перед точкой или запятой, после открывающей кавычки или перед закрывающей. Часто знаки препинания неправильно расставлены или используются там, где не положено.  Ещё одно важное правило касается простановки знаков препинания перед закрывающими кавычками: не ставится точка, запятая, точка с запятой и двоеточие. Эти символы правильно ставить после закрывающей кавычки.
Источники:
  • «Пособие по русскому языку», Розенталь Д.Э., 2004.
  • запятые ставятся
  • Давайте дружить с запятыми!
  • Ты просто использовал меня!

Совет 2: Как ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), нужно определить его тип. Для этого необходимо обозначить границы главного и придаточных предложений. В большинстве случаев части СПП отделяются друг от друга запятой.

Основные виды СПП

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и грамматически. Придаточные предложения соединены с главным подчинительными союзами: что, как, где, зачем, когда и др.

В зависимости от количества придаточных предложений СПП делятся на две основные группы: СПП с одним придаточным и СПП с двумя и более придаточными.

Если придаточных несколько, то они могут присоединяться непосредственно к главному предложению. Бывают как однородными (имеют равнозначное значение, при произношении отделяются интонацией перечисления) или неоднородными. Другой вариант – цепная связь, когда первое придаточное зависит от главного, второе придаточное – от первого и т.д.

Правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении основываются на том, к какой группе оно относится. Именно с определения главного и придаточных, а также типа связи между ними стоит начинать постановку знаков.

Если придаточное одно

Придаточное предложение отделяется от главного запятой: «Я ценю, когда мне доверяют». Если оно стоит внутри главного, то нужны две запятые – перед придаточным и после него. Например: «В машине, в которой мы ехали, играла музыка».

Запятая не ставится, если придаточное неполное, то есть состоит только из союза (союзного слова). К примеру: «Меня спросили, кто меня привез. И я рассказал кто».

Если придаточное начинается с составного союза, то запятая ставится либо перед ним, либо между его частями. Всё зависит от интонации: «Я здесь, потому что люблю тебя!» или «Я здесь потому, что люблю тебя».

Когда придаточных несколько

Если придаточные однородные, то каждая часть такого сложноподчиненного предложения отделяется от других запятой. Пример: «Я вижу, как ты хочешь мне понравиться, как искренне смотришь на меня».

Если же однородные придаточные разделены союзом и, то запятая между ними не ставится: «Я хочу, чтобы мы были вместе и чтобы не ссорились». Запятая будет нужна, если придаточные предложения разделены повторяющимися союзами: «Я люблю и когда светит солнце, и когда льет дождь». Обратите внимание, что знак ставится только перед вторым союзом и.

Если придаточные неоднородные, запятые между частями СПП нужны в любом случае. Пример: «Когда мы встретились, я сказал ей, что она хорошо выглядит». При цепной связи в СПП части предложения также всегда отделяются друг от друга знаком: «Я сказала, что приготовлю торт, который всем понравится».

Если подчинительные союзы оказываются рядом, запятая между ними ставится: «Мой друг уточнил, что, если я не приду, он обидится». Знак не нужен, если далее в предложении есть вторая часть союза – «то» или «так». Например: «Мы договорились, что если она не вернется в течение часа, то я пойду ее искать».

Могут встречаться предложения и с комбинированной связью. Если сомневаетесь, как поставить знаки препинания, нарисуйте схему предложения. Обозначьте все связи между его частями. Четкая схема и знание основных правил помогут не запутаться.
Видео по теме

Совет 3: Когда ставится запятая в простом предложении

Простым называется предложение, имеющее только одну грамматическую основу в составе. При этом оно может иметь множество второстепенных членов, которые в ряде случаев требуется выделять запятой.

Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств

Определение обосабливается запятыми, если оно стоит возле личного местоимения: «Она, прекрасная, сидела и грустила». Также запятые ставятся, если определение стоит за определяемым словом: «Небо, яркое и величественное, улыбалось солнцем». Если определение стоит перед определяемым словом и имеет значение обстоятельства, запятая также необходима: «Отвергнутый всеми, он стоял позади дома».

Приложение необходимо выделять запятыми, если оно стоит у личного местоимения: «Мы, повара, считаем…». Также оно обосабливается, если стоит после имени собственного: «Анна, хозяйка, осталась сидеть». Если при приложении имеются слова «даже», «например», «то есть», «или», «особенно», «по имени», запятая ставится: «Мало кто его любил, особенно я».

Дополнения с предлогами «кроме», «помимо», «исключая», «сверх», выделяются запятыми: «Никто, включая Федора, не жалел Анну». Выделяются в простом предложении обстоятельства с уточняющим значением: «Он оставил нас здесь, на берегу, возле старого причала». Если обстоятельство имеет при себе предлог «несмотря на», оно также требует обособления: «Несмотря на боль, солдат продолжал идти».

Сравнительные и пояснительные обороты

Сравнительные обороты в простом предложении обычно обосабливаются запятыми. Сравнительный оборот имеет союзы «как», «точно», «словно», «будто» и т.п. «Смеялся, будто ненормальный».

Требуют выделения запятыми и пояснительные обороты со словами «то есть», «именно», «даже», «в том числе», «главным образом», «притом». «Она всего лишь подруга, даже не родственница». Всегда обосабливаются обращения в простом предложении: «Дорогая мама, добрый день!».

Наличие вводных конструкций и однородных членов

Если в простом предложении имеется вводная конструкция, она требуют выделения. Это могут быть одиночные слова: «Вероятно, все погибли». Могут быть и предложения: «Дверь, как он и говорил, была взломана».

Запятая в простом предложении ставится между двумя и более однородными членами без союзов: «Мальчики подрастали, крепли, мужали». Если при них есть повторяющийся союз, запятая также нужна: «Ни брат, ни сестра ничего не подозревали». Наличие при однородных членах союзов «а», «но», «да» также указывает на необходимость запятой: «Он был напуган, но не подавал виду».

Запятая перед союзом «как»

Запятая перед союзом «как» в простом предложении ставится в ряде случаев. Если союз входит в сравнительный оборот: «Вышел принц, прекрасный, как луна». Если союз «как» включен в состав вводной конструкции: «По пути, как обычно, он шутил и смеялся».

Перед союзом «как» ставится запятая, если он стоит при приложении с причинным значением: «Его, как любимого друга, Анна никогда не оставит в беде». Если после союза стоит «и»: «Животные, как и люди, обладают разным характером». Запятая нужна в выражениях «не кто иной, как», «не что иное, как».
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500