Совет 1: Как определить организационную структуру управления

Определение организационной структуры предприятия играет большую роль при создании новой компании. Правильное построение звеньев организации и расположения связей между ними позволит ей быстрее адаптироваться на рынке и эффективно строить свою работу в дальнейшем.
Как определить организационную структуру управления
Инструкция
1
Существует несколько типов организационной структуры управления предприятия: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и дивизиональная. На выбор структуры важное влияние оказывает стратегия будущей работы предприятия. Структура управления имеет иерархическое строение.
2
Для линейной структуры характерна вертикальная иерархия: высший руководитель -> руководитель подразделения (линейный) -> исполнители. Такой тип структуризации характерен для небольших фирм, где отсутствуют дополнительные функциональные подразделения.
3
Достоинством линейной структуры является ее простота и конкретность, однако она имеет множество недостатков: требуется высокая квалификация руководящих сотрудников и их большая загруженность, поэтому ее можно применять только в компаниях с несложной технологией и небольшим объемом производства.
4
Потребность в переходе на линейно-штабную структуру управления возникает при разрастании линейной структуры. Ее отличительной особенностью является появление нового подразделения, штаба, сотрудники которого не имеют непосредственных руководящих полномочий. Они выступают консультирующим звеном, которое разрабатывает управленческие решения и передает их линейным руководителям.
5
Более сложная структура производства подразумевает переход к функциональному типу управления. При этом кроме вертикальных появляются межуровневые связи. Предприятие делится на элементы (маркетинг, финансы, производство), распределение работ происходит пофункционально. Высшим руководителем является генеральный директор, функциональными руководителями выступают директора по производству, продажам, маркетингу, финансам и пр.
6
Преимущество функциональной структуры состоит в улучшении качества управления, расширении полномочий руководителей. Однако есть и недостатки: действия функциональных подразделений плохо скоординированы, а их руководители не несут ответственности за конечный производственный результат.
7
Линейно-функциональный тип управления подразумевает дополнение линейной структуры функциональными подразделениями, директора которых становятся на уровень между генеральным директором и линейными руководителями.
8
Суть матричного типа структуры управления заключается в создании внутри предприятия временных рабочих групп. Эти группы формируются под каждый конкретный проект, назначается руководитель группы, которое получает под свое руководство ресурсы и рабочие кадры нескольких подразделений.
9
Матричная структура позволяет более гибко и быстро осуществлять проекты, внедрять инновации, однако в группах нередко возникают конфликты на почве двойного подчинения, распределения рабочей нагрузки и степени ответственности за отдельные операции. Полную же ответственность несет руководитель группы.
10
Дивизиональная структура управления создается на очень крупных предприятиях. Выделяются отделения, так называемые дивизионы, которые формируются не по функциям, а по виду выпускаемой продукции или регионам. В свою очередь, внутри этих дивизионов создаются функциональные подразделения, например, по снабжению, производству, реализации и т.д.
11
Недостатки дивизиональной структуры выражаются в вынужденном дублировании персонала, в том числе руководящего, внутри дивизионов. Например, в нескольких дивизионах, производящих разную продукцию, есть отделы маркетинга, разработок, сбыта и пр. Однако такое дублирование позволяет разгрузить вышестоящее руководство от решения бытовых задач производства.

Совет 2 : Как определить структуру производства

Производственный процесс на малых, средних и крупных предприятиях отличается по многим признакам, в том числе по структуре производства. Вид производственной структуры во многом определяют рабочие места, их характер, расположение и предназначение.
Как определить структуру производства
Инструкция
1
Малое предприятие обладает минимальным количеством структурных подразделений, а управленческий аппарат незначителен, поэтому структура такого производства минимальна. Структура среднего или крупного предприятия предполагает наличие основного подразделения (цехов или участков), вспомогательного, управляющего и пр. в зависимости от объема и направления производительной деятельности.
2
Структура основного производства предполагает выделение и объединение по определенным признакам цехов или участков. Двумя основными признаками классификации является специализации по технологии и предмету (выпускаемому изделию). В зависимости от этого различают три типа структуры основного производства: технологическая, предметная и смешанная.
3
Согласно технологической структуре цеха или участки группируются по принципу однородности используемых на них технологий. Как правило, отдельной фазе производства соответствует определенное подразделение. На машиностроительных заводах выделяют литейные, механические, кузнечные цеха, внутри которых действуют несколько участков, например, в рамках механического производства работают токарный, фрезерный участки и т.д.
4
При предметной структуре производства цеха подразделяются по виду изготавливаемых ими изделий (предметов) или их составляющих. Например, на автомобилестроительных заводах – цеха структурируются по виду выпускаемых ими частей машин: шасси, рам, мостов и пр.
5
Смешанная структура производства характерна для предприятий массового или серийного производства. При этом типе структуризации по технологическому принципу строится заготовительное производство (например, сталелитейный цех), а по предметному – выпускающие.
6
К вспомогательным подразделениям относятся цеха или участки, которые осуществляют текущий или плановый ремонт оборудования, служба транспорта. Примеры: инструментальный, модельный, транспортный и др. цеха. Вспомогательные отделы формируются по тем же принципам, что и основные: технологический, предметный и смешанного типа.
7
Организация управленческого аппарата подразумевает создание нескольких уровней руководства. На крупных предприятиях – 8-12 уровней. Все уровни иерархически взаимосвязаны, а структура управляющего подразделения зависит от характера производства, отрасли работы, масштабов производства, а также уровня технического оснащения предприятия.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500