Совет 1: Как определить организационную структуру управления

Определение организационной структуры предприятия играет большую роль при создании новой компании. Правильное построение звеньев организации и расположения связей между ними позволит ей быстрее адаптироваться на рынке и эффективно строить свою работу в дальнейшем.
Инструкция
1
Существует несколько типов организационной структуры управления предприятия: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и дивизиональная. На выбор структуры важное влияние оказывает стратегия будущей работы предприятия. Структура управления имеет иерархическое строение.
2
Для линейной структуры характерна вертикальная иерархия: высший руководитель -> руководитель подразделения (линейный) -> исполнители. Такой тип структуризации характерен для небольших фирм, где отсутствуют дополнительные функциональные подразделения.
3
Достоинством линейной структуры является ее простота и конкретность, однако она имеет множество недостатков: требуется высокая квалификация руководящих сотрудников и их большая загруженность, поэтому ее можно применять только в компаниях с несложной технологией и небольшим объемом производства.
4
Потребность в переходе на линейно-штабную структуру управления возникает при разрастании линейной структуры. Ее отличительной особенностью является появление нового подразделения, штаба, сотрудники которого не имеют непосредственных руководящих полномочий. Они выступают консультирующим звеном, которое разрабатывает управленческие решения и передает их линейным руководителям.
5
Более сложная структура производства подразумевает переход к функциональному типу управления. При этом кроме вертикальных появляются межуровневые связи. Предприятие делится на элементы (маркетинг, финансы, производство), распределение работ происходит пофункционально. Высшим руководителем является генеральный директор, функциональными руководителями выступают директора по производству, продажам, маркетингу, финансам и пр.
6
Преимущество функциональной структуры состоит в улучшении качества управления, расширении полномочий руководителей. Однако есть и недостатки: действия функциональных подразделений плохо скоординированы, а их руководители не несут ответственности за конечный производственный результат.
7
Линейно-функциональный тип управления подразумевает дополнение линейной структуры функциональными подразделениями, директора которых становятся на уровень между генеральным директором и линейными руководителями.
8
Суть матричного типа структуры управления заключается в создании внутри предприятия временных рабочих групп. Эти группы формируются под каждый конкретный проект, назначается руководитель группы, которое получает под свое руководство ресурсы и рабочие кадры нескольких подразделений.
9
Матричная структура позволяет более гибко и быстро осуществлять проекты, внедрять инновации, однако в группах нередко возникают конфликты на почве двойного подчинения, распределения рабочей нагрузки и степени ответственности за отдельные операции. Полную же ответственность несет руководитель группы.
10
Дивизиональная структура управления создается на очень крупных предприятиях. Выделяются отделения, так называемые дивизионы, которые формируются не по функциям, а по виду выпускаемой продукции или регионам. В свою очередь, внутри этих дивизионов создаются функциональные подразделения, например, по снабжению, производству, реализации и т.д.
11
Недостатки дивизиональной структуры выражаются в вынужденном дублировании персонала, в том числе руководящего, внутри дивизионов. Например, в нескольких дивизионах, производящих разную продукцию, есть отделы маркетинга, разработок, сбыта и пр. Однако такое дублирование позволяет разгрузить вышестоящее руководство от решения бытовых задач производства.

Совет 2: Как определить загруженность

Данные о загруженности системных ресурсов могут быть важны для того, чтобы выяснить, какие процессы наиболее сильно "тормозят" работу компьютера. Определить ее можно штатными средствами операционной системы либо при помощи специальных программ.
Инструкция
1
Самым простым способом определения загруженности является ее просмотр с помощью Диспетчера Задач Windows. Для того, чтобы запустить Диспетчер Задач, нажмите и удерживайте одновременно три кнопки на клавиатуре - "Ctrl"+"Alt"+"Del". После открытия Диспетчера Задач пройдите на вкладку "Быстродействие". Загруженность системы отображается в данном окне при помощи различных графиков и цифр. В левом верхнем углу отображается степень загрузки центрального процессора, слева от него - хронология его загрузки в виде графика, ниже - объем загруженности файла подкачки, левее - хронология его использования. Внизу окна находится информация о загрузке физической памяти, а также памяти ядра.
2
Другой способ определения загруженности связан с использованием программ для диагностики системы. Одной из лучших программ такого рода является Everest. Скачайте и установите данную программу на ваш компьютер, после чего запустите ее. В левой части окна программы расположены все устройства и комплектующие, данные о состоянии которых можно получить. Нажмите на строку "Системная плата". Для того, чтобы узнать загруженность центрального процессора, нажмите в раскрывшемся списке на строку "ЦП", для получения информации о загруженности оперативной памяти нажмите в этом же списке на строку "Память".
3
Если вы пользуетесь компьютером, работающим под управлением операционной системы Windows 7, то следить за загрузкой системы также можно прямо в реальном времени, используя так называемые "гаджеты" рабочего стола. Для того, чтобы активировать гаджет, нажмите правой кнопкой мыши в любом пустом месте рабочего стола и выберите команду "Гаджеты". В открывшемся окне сделайте выберите гаджет, следящий за загруженностью системы и нажмите ОК. Теперь информация о загрузке будет всегда видна на экране в виде счетчиков, напоминающих спидометр.

Совет 3: Как определить структуру производства

Производственный процесс на малых, средних и крупных предприятиях отличается по многим признакам, в том числе по структуре производства. Вид производственной структуры во многом определяют рабочие места, их характер, расположение и предназначение.
Инструкция
1
Малое предприятие обладает минимальным количеством структурных подразделений, а управленческий аппарат незначителен, поэтому структура такого производства минимальна. Структура среднего или крупного предприятия предполагает наличие основного подразделения (цехов или участков), вспомогательного, управляющего и пр. в зависимости от объема и направления производительной деятельности.
2
Структура основного производства предполагает выделение и объединение по определенным признакам цехов или участков. Двумя основными признаками классификации является специализации по технологии и предмету (выпускаемому изделию). В зависимости от этого различают три типа структуры основного производства: технологическая, предметная и смешанная.
3
Согласно технологической структуре цеха или участки группируются по принципу однородности используемых на них технологий. Как правило, отдельной фазе производства соответствует определенное подразделение. На машиностроительных заводах выделяют литейные, механические, кузнечные цеха, внутри которых действуют несколько участков, например, в рамках механического производства работают токарный, фрезерный участки и т.д.
4
При предметной структуре производства цеха подразделяются по виду изготавливаемых ими изделий (предметов) или их составляющих. Например, на автомобилестроительных заводах – цеха структурируются по виду выпускаемых ими частей машин: шасси, рам, мостов и пр.
5
Смешанная структура производства характерна для предприятий массового или серийного производства. При этом типе структуризации по технологическому принципу строится заготовительное производство (например, сталелитейный цех), а по предметному – выпускающие.
6
К вспомогательным подразделениям относятся цеха или участки, которые осуществляют текущий или плановый ремонт оборудования, служба транспорта. Примеры: инструментальный, модельный, транспортный и др. цеха. Вспомогательные отделы формируются по тем же принципам, что и основные: технологический, предметный и смешанного типа.
7
Организация управленческого аппарата подразумевает создание нескольких уровней руководства. На крупных предприятиях – 8-12 уровней. Все уровни иерархически взаимосвязаны, а структура управляющего подразделения зависит от характера производства, отрасли работы, масштабов производства, а также уровня технического оснащения предприятия.
Видео по теме

Совет 4: Что такое организационная структура предприятия

Все современные предприятия в своей основе имеют различную организационную структуру, которая охватывает все сферы деятельности. Она является скелетом любой фирмы, поэтому надо разобраться, что такое организационная структура предприятия.

Определение


Об организационной структуре предприятия как таковой заговорили еще в начале XX века, когда произошел быстрый качественный скачок производства, в связи с чем потребовался пересмотр управленческих подходов. Оргструктура предприятия в общем плане представляет собой совокупность правил, связей, установок и соподчиненностей всех уровней управления предприятием, от руководителей верхнего звена до исполнителей. Организационная структура предприятия существовала еще и до начала XX века, иначе бы не возникло крупных предприятий и производств, однако с теоретической точки зрения о ней стали задумываться именно в указанную эпоху. На данный момент существует множество типов оргструктур, но самыми основными являются иерархическая, дивизионная и органическая.

Иерархическая оргструктура


Это самый классический и каноничный тип оргструктуры, возможный на предприятии. Как видно из названия, в основу данной структуры положена четкая иерархия между уровнями управления, существует четкое распределение обязанностей и полномочий и, соответственно, четкое разделение труда, относительно которого и ведется кадровая политика предприятия. Данной оргструктуре присущи такие минусы, как плохая координация взаимодействия смежных отделов, развитая бюрократия и обезличенное отношение к персоналу. Такой тип организационной структуры свойственен крупным производственным корпорациям и предприятиям России и стран СНГ.
Крупнейшим теоретиком и практиком создания оргструктур является Генри Форд, чья манера управления была перенята множеством производственных фирм той эпохи.


Дивизионная оргструктура


Из-за появление многопрофильных предприятий и расширения сфер деятельности международных корпораций, к концу XX века возникла острая необходимость в создании новых типов организационных структур. Одной из них стала дивизионная оргструктура, которой свойственно разделение сфер деятельности предприятия на подразделения/дивизии, во главе которых ставятся ответственные менеджеры. В состав дивизии может быть включено несколько тысяч работников, действующих в едином направлении. Также дивизии могут быть разделены по территориальному признаку, особенно это актуально для международных транспортных компаний. Подобной оргструктуре тоже свойственны минусы, самыми большими из которых являются слишком ветвистая система управления, дублирование функциональных обязанностей между подразделениями, а также тягость дивизий к формированию внутри себя иерархических оргструктур.
Существующие оргструктуры чаще всего являются смешанными. В рамках иерархических структуры могут существовать проектные подразделения, и наоборот - органическая структура может обладать элементами иерархической.


Органическая оргструктура


Данный тип оргструктуры возник из-за необходимости быстрого реагирования предприятия на изменяющиеся условия рынка, в рамках которого конкуренция бывает крайне плотной. Существует несколько типов органических оргструктур: проектная, матричная и бригадная. Каждому из этих типов присущи такие признаки, как формирование ответственных групп (проектных или бригадных) по профессиональному признаку, деление внутри них полномочий и ответственность каждого за конечный результат. Органическая оргструктура свойственна крупным компаниям, работающим в сфере IT, когда те выполняют множество проектов. Здесь приветствуется профессиональный рост и слаженная работа в команде, где из-за одного звена может съехать вся работа над проектом.
Видео по теме

Совет 5: Особенности иерархическая структуры управления организации

Иерархическая структура - сложная организация многоуровневой, многоступенчатой системы управления экономическими и управленческими объектами. Множество организаций представляют собой такую систему управления. Первый уровень – директор, второй - заместители директора, затем начальники отделений и отделов - это третий и четвертый уровни иерархии.

Структура управления



При основании любого юридического лица - коммерческой организации, бюджетного учреждения или промышленного предприятия - изначально всегда определяется структура управления. Выбор управленческой системы проходит несколько основных этапов. Сначала выбирается - какая из структур управления будет применена в организации. Это может быть иерархическая, функциональная или структура прямого подчинения.

Вторым этапом определяются полномочия и распределяются обязанности между основными уровнями, управленческим персоналом и подразделениями. Наконец - третий этап, когда окончательно обозначаются полномочия аппарата управления, его обязанности и степень ответственности. Несмотря на то что в настоящее время имеется достаточное количество управленческих систем, чаще всего в организациях преобладает иерархическая структура управления.

Принципы иерархической системы управления



Иерархическая система управления по своей сути представляет пирамиду, в которой любой нижестоящий уровень подлежит подчинению и контролю вышестоящего уровня. Такая структура предполагает высокую ответственность высшего руководящего состава по сравнению с нижестоящим. Распределение труда между сотрудниками организации происходит согласно специализации в соответствии с выполняемыми функциями.

Прием на работу происходит исходя из профессиональных навыков соискателя. Кроме этого, обращают внимание, насколько человек управляем и может ли сам выполнять роль управляющего. По иерархической структуре все сотрудники делятся на три группы: руководители, специалисты, исполнительные работники.

Основные виды иерархических структур



К основным видам иерархических структур относятся:
- линейная структура, в которой управление организацией находится непосредственно в руках руководителя - это возможно в небольших организациях, когда управленец лично дает задания каждому подчиненному;
- функциональная, при которой каждое звено выполняет свои задачи, согласно специализации подразделения по функциональному предназначению.

Каждое подразделение подчиняется руководителю направления. Смешанный тип управления, где наряду с линейным аппаратом существует разветвленная иерархия различных функциональных групп. В них линейные руководители имеют линейные, а функциональные обладают функциональными полномочиями к нижестоящим своим подчиненным.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше