Местом рождения игрушки является Дымковская слобода, входящая в состав Кирова (ранее Хлынова или Вятки). Есть предание о происхождении промысла. Около города ночью встретились однажды дружественные войска. Не узнав друг дружку во тьме, они начали битву. Полегло в ней воинов немало. После этого появилась традиция справлять ежегодно тризну.

Зарождение

Со временем событие преобразовалось в праздник свистопляски. На нем кидались расписными глиняными шарами и свистели. Будущее Дымковской слободы определили залежи в ней глины для производства керамики, а также постоянный спрос на свистульки из нее и шары. Постепенно складывались собственные приемы превращающие местные изделия в уникальные.

Народная игрушка появилась к пятнадцатому столетию. К тому времени многие славянские верования были забыты. Началась трансформация формы. Фигурки начали приобретать привычный облик. В ставшей привычной дымковской игрушке отражен русский быт позапрошлого века. В более поздний период появились кавалеры и барыни в пышных нарядах.

Свои и приемы со времени зарождения искусства мастера бережно хранят. К началу двадцатого столетия промысел оказался на грани исчезновения. Только А. А. Мезрина, единственная потомственная мастерица, помнила технологию. Стараниями ее и художника А. И. Деныпина, начавшего возрождать древний промысел, была создана группа энтузиастов. Они смогли возродить и вернуть былую известность дымковской игрушке.

Одним из непременных условий существования промыслов является появление новых сюжетов. Мастерицы двадцатых годов прошлого столетия заметно расширили набор образов. Мезрина тщательно следила за соблюдением традиционных правил лепки и росписи.


Популярность групповых композиций началась с Е.А. Кошкиной. Самой известной стала ее работа «Продажа дымковских игрушек». Поделку мастерица изготовила в 1937 для международной выставки, проводимой в Париже.

Популяризацией бытовых сюжетов занималась Е.И. Пенкина, а О.И. Коновалова, дочь Мезриной, начала изготовление из глины животных. 

Особенности

Современные изделия более художественны. Мастера считают, что невозможно отыскать пару одинаковых фигурок. Условно все разнообразие делится на пять групп:

  • женские образы;
  • мужские образы;
  • животные;
  • птицы;
  • композиции.

К первой группе относят кормилиц, матушек и нянек с младенцами, водоносок, модниц, барынь. Все фигурки отличает статичность, голова с убором и величественность.

Кавалеры меньшего размера и более скромного вида. Обычно фигурки верхом.


Поначалу животные выглядели как тотемные образы. С течением времени среди оленей, баранов, козлов и медведей появились домашние любимцы. У всех животных вскинутые головы, широко расставленные короткие ножки. Нередко используется ироничность: фигурки облачены в яркие костюмы, снабжены музыкальными инструментами.

Птицы лепятся с фигурными хвостами, уток снабжают пышной пелериной с оборками. Затем фигурки ярко расписывают.

Многофигурные группы весьма разнообразны. В них показан быт отечественных поселений.

Изготовление

Все игрушки расширяются книзу. Это отличительный признак вятского бренда. Особенность вызвана технологией изготовления. Длинные и тонкие ноги не обеспечат устойчивость фигурки. Она в процессе работы оседает.

Делают игрушки поэтапно. Основными шагами изготовления являются:

  • лепка;
  • сушка и обжиг;
  • побелка;
  • роспись.


Лепка

Из жирной промытой и разбавленной песком глины делают разноразмерные шарики. Их расплющивают в лепешки. Из них лепят корпус игрушек. К нему крепят головы, хвосты, руки. Места фиксации увлажняют, стыки разглаживают смоченной водой ветошью. Мокрыми пальцами фигурки выравнивают.

Работа над образами барынь начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепят туловище. Фиксируют на чуть вытянутой шее шарик-голову. Немного ниже прилепляют сложенные на талии руки из глиняной заготовки-колбаски.

Затем игрушка дополняется прической из витых буклей, шляпкой либо кокошником. На плечи игрушки набрасывается платок с узорами либо фигурка облачается в жакет. В руки дама получает собачку, ребенка либо сумочку.

Лошадка состоит из цилиндра-корпуса, коротких конусообразных ножек, изогнутой шеи, переходящей в удлиненную морду. Дополняют игрушку гривой, хвостом и небольшими ушками.

Сушка и обжиг

Перед обжигом лепные игрушки проходят сушку. Ее продолжительность зависит от габаритов фигурок и длится от трех дней до трех недель. Затем начинается обжиг.


Ранее его делали на железном противне, установленном над дровами в русской печи. Игрушка раскалялась докрасна, а затем остывала в печке. Современный обжиг проводится на специальном электрооборудовании.

Побелка

Красно-коричневые фигурки выбеливают. Раствор для этого готовят из молока и порошкового мела. Когда молоко скисает, раствор твердеет, оставляя равномерный слой казеина на поверхности изделия. Все попытки изменения состава заканчивались неудачей. Оттенок игрушки приобретали желтоватый, фактура становилась неравномерной.

Поэтому методика побелки остается такой же, как и ранее. От технологии разрешено отступать лишь в детском творчестве. Для побелки берут обычную гуашь. После высыхания слоя переходят к росписи игрушки.

Роспись

Яркими красками наносят узоры. Палитра ограничена красным, синим, коричневым, зелеными, оранжевым, малиновым и желтым цветами. Разбавлением основных тонов мелом получают дополнительные оттенки. Кисточками ранее служили лучинки, обмотанные льняными тряпочками. Потому и орнамент отличался простотой.

Он представлен кругами, ромбами, прямыми либо волнистыми линиями. Придать фигуркам больший блеск, а тонам насыщенность помогает не только применение качественных кисточек, но и добавление в краску сырого яйца.


На завершающем этапе изделие украшают сусальным золотом. Его крепят на шляпку, воротник барыни, рога и уши животных. С помощью такого приема достигается особая праздничность изделий.

Обычно для нанесения росписи используют схему. Все человеческие лица отличает однообразие. Рот и щеки намечают малиновым цветом. Черная краска используется для круглых глаз и бровей. Волосы обычно темные, коричневые либо черные. Головной убор либо рубаха однотонные, шкуры и юбки покрывают строгим геометрическим орнаментом.

Композиция появляется по мере выполнения работы, зависит от размера и формы игрушки. Весьма незатейливый орнамент символичен. Волнистые линии означают воду, пересекающие линии – домовой сруб, колодец, окружности с точками посередине – символы небесных светил.

Значение промысла

История дымковского промысла связана с историей страны. Поэтому во всех детских садах и школах идет изучение «дымки» на уроках творчества. Сам процесс лепки и декора довольно прост, освоить его в упрощенном виде могут даже малыши. Для них такие занятия – пособие в ознакомлении с традиционными орнаментами. С помощью прорисовки их элементов дети приобщаются к родной культуре.

Серийного производства в современном промысле нет. Каждая фигурка уникальна. Выполняется она вручную по канонам, соблюдаемым веками. Свой почерк имеется у всех мастериц, потому неповторимо каждое изделие. Это и обеспечивает популярность фигурок. Теперь это яркий сувенир.


Развитием и сохранением промысла заняты многие организации. В 2010 Кирове установлен памятник Дымковской игрушке. В скульптурную группу образуют барыня с младенцем на руках, играющий на гармошке кавалер, ребенок и домашние любимцы. На открытии Сочинской олимпиады-2014 также представлена «дымка». Игрушки, как визитная карточка, показывают уникальность отечественной культуры.