Краткая информация о Вермеере

О жизни художника до нас дошло очень мало сведений. Известно, что Ян Вермеер появился на свет 31 декабря 1632 года в городе Делфте (Южная Голландия). Его отец был предпринимателем и торговцем. Он содержал модный трактир, торговал шелковыми тканями, предметами искусства и старины. Фамилия Вермеер является прозвищем, в переводе с голландского переводится как «преуспевать», «приумножать». Другие варианты написания имени живописца – Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер. Позднее самой распространённой версией имени великого художника стало Вермеер Дельфтский.

До сегодняшних дней с точностью не установлено, кто был учителем Вермеера, но известно, что большое влияние на его творчество оказал голландский художник Карел Фабрициус, который также жил и работал в Делфте.

В 1653 году Ян Вермеер взял в жены Катарину Болнес. За двадцать лет брака у них родилось 15 детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Вермеер прожил очень короткую жизнь. В 1675 году он умер от сердечного приступа в возрасте 43 лет. Своей большой семье он оставил много долгов. После смерти живописца его вдова отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Художественная техника Вермеера

В своих работах Вермеер чаще всего изображал бытовые сцены, а также женщин среднего класса и их прислугу. Манера написания картин художника была совершенно уникальной. Ян Вермеер не смешивал краски, а каждый мазок наносил отдельно. Затем эти отдельные сегменты красок складывались в целостное произведение. Он писал настолько тонкими точечными мазками, что рассмотреть их можно только с помощью лупы. Через два столетия эту технику стали применять художники-пуантилисты (Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Мартен). В конце XVII века, когда состоялся аукцион его работ, на счету Вермеера была всего 21 работа. Искусствоведы в течение XIX-XX веков активно искали его произведения. В наше время насчитывается 36 или 39 полотен живописца (по разным источникам). За 20 лет творческой жизни он написал около 40 работ. Из-за медленной манеры письма у художника было мало заказов. Именно поэтому считается, что Вермеер не зарабатывал своим творчеством. Продолжение дела своего отца обеспечивало экономическое благополучие его семьи.

Ниже будут представлены описания самых значимых картин Яна Вермеера, примерные годы их создания и современное местонахождение.

«Вид Делфта»

(около 1660-1661г., Маурицхёйс, Гаага)

На картине «Вид Делфта» Вермеер изобразил красивый панорамный пейзаж своего родного города с воды. Из широкого устья реки словно вырастают высокие каменные стены Делфта. Вода для голландцев в то время имела огромное значение, она считалась основной транспортной артерией, содействовавшей коммерческому преуспеванию. На полотне хорошо просматриваются арки, вырубленные в стенах, сквозь которые корабли с различными грузами заходили в город. Голубое небо с белыми пушистыми облаками придаёт особую поэтичность этой работе.

«Молочница»


(около 1660г., Рейксмюсеум, Амстердам)

В этой работе художник изобразил женский образ в достаточно обыденной атмосфере. Пышнотелая и дородная служанка, наливающая молоко из кувшина, которой Вермеер явно любуется. Во всем облике женщины читается скромность, целомудрие и сосредоточенность на процессе. Желтый и ярко-голубой явно были фаворитами в цветовой палитре живописца. На картине эти два цвета выгодно контрастируют с белым  цветом молока, стены и чепца женщины.

«Женщина, держащая весы»


(около 1663-1664гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Эта работа имеет аллегорическое прочтение, которое можно интерпретировать по-разному. На ней изображена женщина, ждущая ребенка. Она держит пустые весы, расположенные над столом. На синей драпировке лежит открытая шкатулка с украшениями. Вермеер помещает образ молодой женщины на фоне картины с изображением Страшного суда, который вершит Христос. Иисус Христос взвешивает грехи и добродетели грешников и праведников, а женщина взвешивает жемчуг, сортируя жемчужинки. Но, несмотря на то, что вся комната погружена во мрак, ее освещает божественный свет. Этот яркий луч света звучит как благословение Христа, так как ей предстоит даровать жизнь еще одному существу. Также картина Страшного суда напоминает нам о земной суете и бесплодности мирских благ. Многие искусствоведы считают, что позировала для этой картины жена художника, Катарина Вермеер.

«Кружевница»


(около 1669-1670гг., Лувр, Париж)

Процесс женского труда бесспорно вдохновляет Вермеера. На этой картине изображена девушка, плетущая тонкое и изящное кружево. Она очень сосредоточена на своём рукоделии. Все детали этого процесса настолько ювелирно изображены художником, что мы можем увидеть не только подушечку для иголок, коклюшки, книгу, а также различить фактуру тонких нитей на переднем плане.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна»


(около 1657г., Галерея старых мастеров, Дрезден)

Эта картина считается одной из самых загадочных среди работ художника. О ней написано очень много самых разных историй и домыслов. На полотне изображена комната девушки. Она отдернула занавес, отделяющий спальню от общей комнаты. В открытом окне мы видим отражение ее лица на стекле, немного смятое покрывало на кровати и блюдо с фруктами. На переднем плане лежит персик, который разломан пополам. Досужие искусствоведы считают это символом того, что девушка беременна, так как косточка персика символизирует зародыш. Девушка читает письмо, возможно ответ от своего возлюбленного. Но по ее лицу мы не можем понять, хорошую весть она прочла в письме или нет. В этом и есть вся тайна и трогательность этой работы.

«Прерванный урок музыки»


(около 1660-1661гг., Коллекция Фрика, Нью-Йорк)

Художник очень благосклонно относился к любовным отношениям, об этом свидетельствуют многие его работы. Полотно «Прерванный урок музыки» не исключение. На картине мы видим учителя музыки и молодую девушку. Видимо, кто-то вошел и их прервали, поэтому девушка испуганно смотрит на зрителя. Явно, что под этим уроком скрывается их симпатия друг к другу. Об этом говорят нам некоторые неприметные детали. Это красная блузка девушки, бокал вина на столе, и картина, висящая на заднем плане с изображением Купидона.

«Девушка с жемчужной серёжкой»

(около 1665-1667гг., Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага)

Этот самый известный портрет мастера покорил сердца всех ценителей искусства. Тёмный фон картины концентрирует всё внимание зрителя на бархатистом лице девушки, которое будто бы светится из глубины созданного Вермеером пространства. Она оборачивает к нам свое лицо, и падающий свет вспыхивает в её глазах, скользит вниз к нижней губе, оставляя на ней блик и концентрируясь в жемчужной сережке. Охристый цвет ее платья с белым воротником очень гармонирует с голубым тюрбаном на голове. Целостность композиции и колорита, удивительная передача художником душевного покоя в лице девушки, побуждают считать эту картину одним из лучших произведений Вермеера.

Бесспорно, Ян Вермеер считается мастером колорита, текстуры и света. Художника также называют «делфтским сфинксом». Ведь история его жизни так и останется для нас загадкой. Только его полотна дают нам возможность приоткрыть завесу тайны его личности.