Биография Франсиско де Гойи



Известный испанский художник Франсиско Гойя Лусиентес, считающийся одним из первых мастеров эпохи романтизма, появился на свет в 1746 году в Сарагосе в семье мастера по золочению. Семейство, принадлежавшее к среднему классу, вскоре переехало в деревеньку Фуендетодос, которая находилась в 40 километрах от Мадрида.

Будущий великий живописец, как и его браться, получил в юности довольно поверхностное образование и в результате писал с ошибками. С 14-летнего возраста мальчика отдали учеником в художественную мастерскую. Однако в первые годы своего творечтва будущий великий художник пережил немало неудач. Так, кода юноша отважился выставить свою работу на конкурс лучшей копии гипсового Силена, за его творение не было отдано ни одного голоса. Позже Гойя признается, что испытывает к слепкам настоящую ненависть.


После того, как художнику исполнилось 20 лет, он переезжает в столицу, однако и там его сначала ожидают лишь неудачи - его работу не оценили на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. Известность к Гойе приходит после создания эскизов для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса, которые были благосклонно приняты капитулом. После того, работа была окончена, Гойя получил предложение оформить ораторий во дворце Собрадиэль. В это же время художник обретает покровителя в лице знатного арагонца Рамона Пиньятелли.
Существует и такое мнение: во время создания этих картин художник прибегал к услугам различных натурщиц, причем «одетая» Маха была написана до «обнаженной».


История создания «Махи обнаженной»



На протяжении нескольких веков идут споры о том, кто же был моделью для картин, на которых изображена красивая женщина. Согласно мнению, которое наиболее распространено среди европейских искусствоведов, оба полотна были написаны с герцогини Альба, имевшей с художником довольно продолжительный роман. Потомки аристократки воспринимали эти предположения как оскорбительные и даже решились вскрыть гробницу, где покоилась герцогиня, чтобы опровергнуть эту версию.

Однако специальную экспертизу провести так и не удалось. Потомки герцогини Альбы собирались привлечь экспертов, чтобы измерить ее кости и доказать, что она обладала совершенно другими пропорциями, не совпадающими с размерами Махи. Исследование не состоялось, так как в прошлом могила уже вскрывалась наполеоновскими солдатами, после чего состояние останков просто не позволило провести измерения. Таким образом, споры по этому поводу продолжаются...
Творчеству Гойи посвящено немало книг и художественных фильмов, причем некоторые посвящены именно созданию этих картин - «Махи обнаженной» и «Махи одетой». Также в честь художника назван один из кратеров на Меркурии.


Также существует легенда о том, что первый же показ «Махи обнаженной» окончился настоящим скандалом, вызвав общественный резонанс. Одни говорили, что причиной этого стало явное сходство Махи с герцогиней Альбой. Другие - что современная женщина была изображена обнаженной. Так или иначе, спустя некоторое время художник создал еще одну Маху, на этот раз в типичном для тех лет костюме. «Маха одетая» более соответствовала нравам и вкусам публики той эпохи, поэтому была принята гораздо более благосклонно.