Тревога сама по себе явление полезное, "вшитое" в психику человека с рождения. Представляет собой нечто неоформленное: мы не знаем чего боимся, но продолжаем беспокоиться.

Нашим далеким предкам такой механизм помогал выживать в дикой природе и играет такую же роль сейчас. Например, вы интуитивно понимаете, что подходить близко к клетке со львом - весьма опасное мероприятие, предпочитая любоваться диким животным издалека. Это адекватная тревога.

Но если человек продолжает беспричинно тревожиться, находясь дома или на работе, где ему ничего не угрожает, то такая тревога нерациональна и является признаком невроза. И если вовремя не заняться решением этого вопроса в кабинете психолога, то постепенно такое состояние приобретает четкие очертания: невротик находит конкретные вещи, предметы и явления, наделяя их смыслом тревоги.

Происходит превращение тревоги в страх. У страха всегда есть конкретика (я боюсь высоты, собак или снега), тревога характеризуется своей беспредметностью (я боюсь, но не знаю чего). И тут уже мы имеем дело с фобией.

Так откуда берется это странное, неприятное состояние? Ответ довольно прозаичен: ноги растут из детства. Вот два наглядных примера:

  • ребенок родился в семье, где мама с папой любят его и друг друга. Его ждали, он чувствует себя нужным, развивается в атмосфере любви и принятия. Ощущение полной безопасности и доброжелательности мира четко пропишется в его подсознании, и он вырастит уверенным в себе, успешным человеком;
  • во втором случае "поместим" ребенка в семью, где царствуют агрессия, унижение и насилие. Какая картина мира сформируется в его голове? Мир опасен, я не нужен, я не имею права быть и просить что-то у других, я недостоин хорошего. И таких взрослых дядь и теть полно среди нас.

Высокая тревожность мешает полноценно жить и развиваться, так как сознание человека заточено на негатив. Но есть хорошая новость: все поправимо.