Зачем обществу коммуникационные отношения



Социальная коммуникация – это особого рода деятельность, которая обусловлена системой норм и оценок, а также правил поведения, принятых в обществе, члены которого вступают в данную коммуникацию.

Целью всякой коммуникации является стремление индивида к передаче и получению информации, которая является для него важной и социально значимой. Индивид, участвующий в социальной коммуникации, становится коммуникативной личностью. Всякая коммуникативная личность характеризуется тремя типами параметров: мотивационными, когнитивными и функциональными. Все эти параметры индивида нацелены на поддержания контакта с собеседником, на установление обратной связи между собеседниками, на регуляцию самооценки и пр.

Особенно важным моментом коммуникации как социального феномена является потребность манипулировать собеседником и отбор необходимой для этого информацией. Процесс коммуникации неоднороден по сути и имеет следующие особенности:
- наличие массовой аудитории;
- многоканальность взаимодействия;
- технические средства, способствующие распространению массовой коммуникации.

Однако социальный феномен коммуникации нельзя рассматривать только лишь как поиск способов манипуляции аудиторией. Социальная коммуникация предполагает также сплочение людей в этой аудитории, то есть их консолидацию.

Различные подходы к определению коммуникации



В отечественной социологии под коммуникацией принято понимать реальное общение во всех его проявлениях. Причем, по утверждению исследователей, люди не просто так общаются, а преимущественно во время трудовой деятельности. Такой позиции придерживались А.Ананьев и С.Рубинштейн.

Другие ученые – В.Слободчиков, Е.Исаев – рассматривают коммуникацию, или общение, не только как совместную деятельность, но и как продукт этой деятельности.

По мнению А.Реан, общение – не просто средство, но и цель. Индивид всеми силами и средствами, ему доступными стремится к коммуникации. Реан в поддержку своей позиции вспоминает пирамиду американца Маслоу, который называет коммуникацию необходимой потребностью для человека.

Таким образом, коммуникацию можно рассматривать и определять по-разному. Однако ее социальную значимость для общества в целом и индивида в частности переоценить невозможно.