Определение термина «ноу хау»


Этот термин – часть фразы на английском языке «know-how to do it», что по-русски можно перевести: «знаю, как сделать это». По сути, ноу-хау – это секрет производства, подпадающий под действие законов о коммерческой тайне. Такое определение дает этому термину статья 1465 Гражданского кодекса РФ. В ней говорится, что к секретам производства или к ноу-хау относятся производственные, экономические, технические, организационные и иные сведения, имеющие коммерческую ценность именно в силу того, что они не известны третьим лицам. Доступ третьих лиц к сведениям, составляющим ноу-хау, ограничен правообладателем этих сведений, который ввел в отношении данного секрета режим коммерческой тайны.

Признаки, по которым сведения могут быть отнесены к коммерческой тайне


Конечно, не любой секрет, известный кому-либо, можно считать коммерческой тайной. Чтобы эти сведения были отнесены к разряду ноу-хау, они должны иметь несколько характерных признаков. Во-первых, они должны обладать такой характерной особенностью, как способность быть объектом коммерческого интереса и рыночного оборота. То есть, они должны представлять интерес для третьих лиц, готовых заплатить за них какую-то сумму, чтобы использовать эти сведения для достижения своих целей или получения прибыли.

Во-вторых, сведения, которые позиционируются, как ноу-хау, должны быть защищены правообладателем теми средствами, которые предоставляются действующим законодательством. Те сведения, которые третьи лица могут получить в открытом доступе или путем изучения образцов выпускаемой по этому ноу-хау продукции, перестают относиться к коммерческой тайне. Обладатель ее вправе сам устанавливать и контролировать допуск к этому производственному секрету. Лица, получившие допуск к этим сведениям по решению правообладателя, подпадают под действие законов о неразглашении коммерческой тайны, поскольку условием этого доступа должна являться конфиденциальность полученных сведений.

Третьим условием являются усилия правообладателя, направленные на сохранения этого секрета производства. Т.е. им должен быть принят ряд мер, направленных на защиту сведений, представляющих ноу-хау, от конкурентов и третьих лиц. Эти меры могут носить правовой, организационный и технический характер и обладатель прав может использовать их в комплексе. Условия о неразглашении могут включаться в трудовые договора с работниками; на предприятии может действовать пропускной режим и режим, разграничивающий доступ к секретам; может использоваться специальное оборудование и другие технические средства защиты.