Своим возникновением понятие перспектива обязана в первую очередь развитием оптики. А также развитием всевозможных видов искусства, таких как архитектура, театр, цирк, графика и, конечно, живопись.

С давних времен люди замечали явления, в которых проявлялась перспектива. В искусстве Древней Греции широко известно проявление стандартизации пространства с помощью этого оптического явления. Художники древнего Востока создали ряд приемов для оценки взаимного расположения предметов. Это проявилось в создании контрастного сочетания профильных и фронтальных видов.

Первые правила перспективы стали известны человечеству из трактата «Оптика», написанного греческим математиком Евклидом в 6 веке до нашей эры. В эпоху Возрождения была открыта и разработана теория линейной перспективы. Это открытие позволило превратить плоскость в открытое глубокое пространство. Появилась возможность новыми средствами передать чувство беспредельности пространства, пластичность и объемность форм, добиться материальной весомости изображаемых объектов. В данном случае стоит вспомнить о воздушной перспективе, которую иногда называют туманом. Задача воздушной перспективы увеличивать ощущение дальности, служить показателем расстояния, создаваемое линейной перспективой.

Термин «перспектива» имеет широкое использование и в геометрии. Это способ, основанный на применении центрального проектирования с целью получения изображения фигур. В данном разделе науки рассматривается одно-, двух- и трехточечная перспектива.

В повседневной разговорной речи термин «перспектива» употребляется как синоним слова «прогноз», «возможность» и «будущее». Заголовки газет пестрят статьями, посвященными перспективе семейной жизни, перспективе головокружительной карьеры, перспективе сказочно разбогатеть и так далее.

В социально-философской литературе случается сталкиваться с выражением «социальная перспектива», что значит попытка интерпретации социальной реальности - понять общество в его целостности.