Совет 1: Когда появились первые школы в России

На сегодняшний день в России работает огромное количество школ. Они предлагают различные направления, способы обучения, выбор предметов, языков и дисциплин – однако что же лежит в основе всего этого? Когда в России появились первые школы и что они из себя представляли?

Образование в Древней Руси



Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира детей из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение в школу Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии и естествознанию.

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».

Образование получило государственное значение при Петре 1, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре 1 была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

Первые школы России



Первая российская школа математических и навигационных наук была учреждена Петром 1 в 1700 году. Она стала первым светским учебным заведением в Москве и Европе. В школе обучались от 200 до 500 учеников, которые находились на полном содержании учреждения. Правила школы были весьма суровы – за прогулы с учеников взимались большие штрафы, а побег карался смертной казнью. Преподавали в школе английские педагоги, которые специализировались на арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, основах географии и морской астрономии.

Все дисциплины в первой школе России изучались последовательно, а сама учеба приравнивалась к службе.

В 1715 году старшеклассников перевели в Петербург, где была создана Морская академия, выпустившая не одно поколение известны теоретиков и практиков военно-морского дела, а также руководителей экспедиций, которые прославили Россию. По типу первой школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы еще две школы – артиллерийская и инженерная. Они были казенными профессиональными учреждениями высшего уровня, подготавливавшими квалифицированных техников. Также в Москве была основана медицинская школа, которая спустя несколько лет открылась и в Петербурге.

Совет 2: Когда появились первые люди

Вопрос о происхождении первых людей до сих пор остается спорным. Религиозные догматы утверждают, что человек был создан Богом. Космологическая теория предполагает влияние инопланетных цивилизаций на развитие жизни на Земле. Существует также мнение о том, что человечество – аномальный элемент прогресса. Научный подход заключается в изучении развития людей как составной части биологической эволюции на планете. Именно многочисленные исследования антропологов, археологов, генетиков и других специалистов позволили определить время появления первых людей.
Инструкция
1
Центром раннего развития общих предков человека и обезьян – гоминид – была Африка. Здесь 5-6 млн лет назад на континенте жили племена, обитавшие преимущественно на деревьях. Постепенно приспосабливаясь к другим средам обитания (саванна, реки), предки людей вырабатывали новые навыки поведения и менялись внешне.
2
Около 4 млн лет назад появились австралопитеки – «южные обезьяны». Они не имели шерсти, мощных клыков и мускулистых лап. Австралопитеки плохо прыгали по деревьям, но умели свободно ходить на двух ногах, не опираясь при этом на землю руками.
3
Новый виток эволюции связан с увеличением мозга гоминид. Начался этот процесс примерно 2,4 млн лет назад у представителей ветви Homo Habilis – «человек умелый». Им стало под силу изготовить простейшие орудия из камня и разделывать ими туши пойманных животных.
4
На смену «человеку умелому» пришел «человек работающий» - Homo ergaster. Около 2 млн лет назад он научился охотиться на крупную дичь. Мясо, преобладающее в рационе гоминид, дало толчок к ускоренному развитию головного мозга и увеличению размеров тела.
5
Еще через миллион лет произошла первая волна переселения человекоподобных особей за пределы Африки. На другом континенте – в Евразии – появились племена Homo erectus («человека прямостоящего»). Самыми известными и изученными представителями этой ветви являются питекантропы («люди-мартышки») и синантропы («китайские люди»). Эти предки человека умели ходить прямо, с высоко поднятой головой. Их мозг был достаточно развит, чтобы собирать камни, отламывать палки от деревьев, изготавливать каменные орудия для труда и охоты. Кроме того, «человек прямостоящий» использовал огонь, чтобы согреться и приготовить еду. Именно способность создавать новые вещи, не имеющие аналогов в природе, антропологи считают порогом эволюции. Перешагнув его, животное стало человеком.
6
От питекантропов 200 тысяч лет назад отделилось племя неандертальцев. Именно их часто называют прямыми предками современного человека. Однако ученым не хватает данным для окончательного подтверждения этой гипотезы. Неандертальцы имели объем мозга, соответствующий мозгу людей настоящего времени. Они успешно разводили и поддерживали огонь, готовили горячую пищу. У неандертальцев отмечены первые проявления религиозного сознания: умерших соплеменников они хоронили в земле, а могилы украшали цветами.
7
Венец эволюции человекоподобных обезьян – Homo sapiens («человек разумный») – впервые обнаружил себя в Африке около 195 тысяч лет назад, а в Азии – более 90 тысяч лет назад. Позже племена переселились в Австралию (50 тысяч лет назад) и Европу (40 тысяч лет назад). Представители этой ветви были ловкими охотниками и собирателями, хорошо ориентировались на местности, вели простое домашнее хозяйство. «Человек разумный» постепенно вытеснил неандертальцев и стал единственным представителем рода Homo на планете.
Видео по теме
Источники:
  • Антропогенез

Совет 3: Когда в России была создана первая академия наук

В начале XVIII века в России бурно развивалась наука, активно накапливались знания о природе. В научных исследованиях все шире применялся эксперимент и математические методы. Жизнь настоятельно требовала соединения теории с практикой. К этому периоду как раз и относится основание первой в России Академии наук.
Инструкция
1
Реформаторская деятельность Петра I предполагала глубокое и всесторонне обновление российской державы. Рост промышленности и торговли, формирование транспортной системы требовали широкого развития образования и науки. Царь Петр всеми силами стремился укрепить Россию и направить ее по пути культурного развития, что позволило бы стране занять почетное место в ряду западных держав.
2
Планы создания в России собственной Академии наук Петр I вынашивал давно, задолго до ее основания. Он считал, что такая академия должна быть самобытным научным учреждением, а не простым слепком с западноевропейских аналогов. Концепция развития будущей академии предполагала формирование не только научного, но и образовательного учреждения, при котором предполагалось иметь гимназию и университет.
3
Впервые российская Академия наук была создана в Санкт-Петербурге. В январе 1724 года были опубликованы соответствующее распоряжение Петра I и особый указ Сената, посвященные этому вопросу. Официальное открытие академии состоялось в конце того же года, уже после смерти Петра. На протяжении нескольких десятилетий учреждение меняло свое наименование, последовательно называясь «Императорской академией наук и художеств», «Императорской академией наук», «Императорской санкт-петербургской академией наук».
4
Петр I заблаговременно позаботился о том, чтобы работа Академии наук была поставлена на самом высоком уровне. Для участия в деятельности учреждения из-за границы были приглашены известные ученые: Гольдбах, Бернулли, Эйлер, Крафт и многие другие представители западной науки. Это сразу подняло престиж академии и позволило заниматься научными разработками самого высокого качества.
5
Изначально деятельность академии осуществлялась по нескольким направлениям, среди которых особо выделялись три «класса»: гуманитарный, математический и физический. При академии были организованы кафедры механики, математики и астрономии, географии и навигации. На физическом отделении велись исследования в области химии, физики, анатомии и ботаники. Особняком стоял гуманитарный «класс», где изучались история, этика, политика и красноречие.
6
В распоряжении ученых были богатейшая библиотека, в которую вошли и частные собрания книг, а также уникальная коллекция Кунсткамеры, где имелись анатомический театр, планетарий и астрономическая обсерватория. Кабинеты, мастерские и лаборатории академии были сразу оснащены самыми современными приборами и инструментами. Учреждение вело и издательскую деятельность, используя для этого собственную типографию. Подобные условия делали Академию наук одним из самых оснащенных учреждений своего времени.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше