Центры просвещения

Городская знать предпочитала обучение на дому с «мастерами грамоты». За работу учителя, которыми были мелкие служители канцелярий, приказных изб или духовенства, брали плату - «мзду». В семьях ремесленников одновременно с профессиональными навыками часто предавались от отца к сыну основы грамоты и счета. Но главные центры образования были организованы при монастырях. Здесь детей учили читать, писать, считать. Открытию церковных школ способствовало предписание Стоглавого собора 1551 года об их учреждении. Во главе этих учебных заведений становились дьяки и другие священнослужители.

Характер школ носил религиозный уклад, что соответствовало духу времени. Обучение грамоте и письму проводилось исключительно по церковным рукописным, а позднее - печатным книгам: Псалтырям, Евангелию, Часословам. Многочисленная библиотека располагалась в Соловецкой, Троице-Сергиевой и Ростовской обителях, а также в Софийском нижегородском соборе.

Отечественный историк Петр Каптерев характеризовал обучение того времени как «продолжительность, многий труд и битье». Уроки начинались с самого утра и длились до вечерней молитвы. Домашние задания не задавали, письменные принадлежности и учебники оставались в классе. Физические наказания считались обычным делом и использовались довольно часто. Для большинства учеников задания были сложны и однообразны, а их невыполнение приводило к насилию.

Начало книгопечатания

Первые печатные учебники - азбуки появились на Руси в конце 16 века. Основу российскому книгопечатанию положил знаменитый Иван Федоров. Его первые буквари были изданы во Львове в 1574-м и в Остроге в 1580-м годах. Книги воплотили опыт предыдущих поколений и, по словам автора, были рекомендованы к использованию как детям, так и взрослым. Обучение грамоте рассматривалось как дело всей семьи. Религиозная составляющая воспитания отводилась церкви. Позднее появились учебники по арифметике – «цифирной счетной мудрости». Кроме простых действий и счета до тысячи, они объясняли науку об умножении, делении и действиях с дробями, а также учили основам торговли.

Роль просвещения

Школы 16 века были первыми в России. С одной стороны связь между образованием и церковью крепла: школа – «церковный угол», с другой - полученные знания начинали влиять на различные сферы жизни. На многочисленных, сохранившихся с тех времен изделиях ремесленников, видны пометки имен заказчиков и цифры. Среди городского населения популярность получил «Домострой» - книга о необходимости ведения письменного домашнего учета.

И хотя государство и не принимало участия в организации образовательного процесса, укрепление положения России способствовало расширению связей в области экономики, культуры и дипломатии. Выходцы из обеспеченных семей, получившие начальные знания, могли продолжить обучение «греческой грамоте» в Константинополе или отправиться в Европу – Лондон, Францию или Германию. Особое внимание уделялось изучению иностранных языков. Однако большая часть населения страны, задавленная нуждой, и не имела возможности расширять свои знания.