Суть журналистики состоит в том, что она обеспечивает постоянное взаимодействие между человеком и обществом. Обмен социальной информацией древен, как само человечество. Вспомним мифы. Во многих из них именно всеведение и информированность давали всемогущество богам. В знаменитом кукольном спектакле «Божественная комедия» И.Штока бог Савоаф постоянно интересуется новостями. И не доверяет при этом одному источнику - слушает и архангела, и сатану. И только потом принимает «божественные» решения. Журналистская деятельность многогранна: это сбор, осмысление, обработка и распространение актуальной информации. Рядом со словом «журналистика» идут словосочетания «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК). Они - условные издатели, у которых всегда есть свои каналы связи (пресса, радио, телевидение, интернет) и свои потребители. В свою очередь термин «информация» (корень латинский - information: изложение, разъяснение) имеет несколько толкований. Это и философское понятие, суть которого - способность природы к отражению. Это и технический термин - ядро кибернетической науки. Журналистская информация - особая. Это, как правило, новость (политическая, экономическая, научная, культурная, спортивная) и факт реальной действительности во всем ее многообразии. Как наука журналистика опирается на систему социологических, художественных, культурологических, исторических и других дисциплин. Основа профессии журналиста - многотрудное постижение жизни, поиск смыслов человеческого бытия, объективное освещение и оценка любых фактов и явлений. Журналистику интересует только актуальное, важное, существенное для сегодняшнего дня, хотя речь может идти о социальных процессах длительных, растянутых на месяцы и годы. Журналистика отражает состояние общественного сознания и формирует его. Она служит обществу, выполняя социальный заказ, одновременно являясь инструментом общественного управления. Недаром СМИ именуют четвертой властью (первые три - представительная, исполнительная и судебная). Редакции газет, теле- и радиокомпаний, информагентств, пресс-службы различных государственных и негосударственных структур - это, по сути, идеологические учреждения. Без них невозможно функционирование СМИ, в рамках которых журналисты выступают в разных лицах: редакторов, корреспондентов, репортеров, писателей-очеркистов, сценаристов, интервьюеров и ведущих (в самом узком толковании журналистика - создание текстов).В журналистике используются различные технологии. Отсюда различные ее виды: газетно-журнальная, теле- и радиожурналистика, фотожурналистика, интернет-журналистика.Богат и жанровый мир журналистских материалов, которые могут быть информационными, аналитическим, художественно-публицистическими: хроника, репортаж, заметка, интервью, отчет, комментарий, письмо, обзор, рецензия, беседа, зарисовка, эссе, очерк, фельетон и т. д. В последние десятилетия укоренился в России и жанр шоу (конкурсы, игры, т.н. реалити-шоу). Свободен ли журналист в своем праве на авторскую позицию и творчество без границ? Должен быть свободен. На поверку бывает сложнее: на его свободу в разной степени влияет зависимость и от издателя, и от массовой аудитории. Примером тому многие российские и мировые СМИ. Как бы то ни было, насущная потребность общества в журналистике очевидна, ведь она - разновидность духовно-практической деятельности. Ее целью является не только необходимая адаптация для широких масс различного рода знаний, но и «трансляция» в общественное сознание той или иной системы моральных ценностей и норм, моделей поведения, формирование социальных установок.