Совет 1: Наблюдение как психологический метод

В психологии существует множество инструментов для изучения личности: тесты, опросы, анкеты, беседы и даже эксперименты. Но самым простым, действенным и доступным является наблюдение.

Первое впечатление



Зачастую люди делают выводы на основе своих личных наблюдений: будь то отношения, работа или малознакомый человек. Как же сказывается психологическое наблюдение на нашей повседневной жизни?

Эффект первого впечатления формируется при знакомстве и серьезно влияет на дальнейшую оценку не только личности, но и поступков человека. Мозг моментально анализирует полученную информацию: одежда, голос, физическая привлекательность, манера держаться и разговаривать – все имеет значение.

Первое впечатление может сыграть с наблюдателем злую шутку. При отсутствии достаточного количества информации люди склонны приписывать другим несуществующие качества, основываясь на своем первом впечатлении. Это явление известно в психологии как «эффект ореола».

Наблюдение как метод сбора информации



Наблюдение с древнейших времен является отличным способом накопления информации и жизненного опыта. Используйте его себе во благо. Например, не будет лишним понаблюдать за обстановкой на новой работе.

Предположим, после долгих поисков и изнурительных собеседований, вы наконец-то вышли на новое место. Какое-то время у вас с работой будет так называемый «медовый месяц», когда вам нравится абсолютно все. Однако стоит обратить внимание на некоторые моменты сразу, чтобы потом удивляться не так сильно.

Какую информацию разместили на доске объявлений? Поздравления коллег с днем свадьбы и рождением ребенка или штрафы за опоздание и курение в неположенных местах? Это может многое рассказать о начальстве.

Какова специфика стиля общения в коллективе? Как общаются между собой коллеги, с которыми вам предстоит проводить сорок часов в неделю? Как ведет себя руководитель, каким тоном отдает приказы? Вам должно быть комфортно на работе, в первую очередь, психологически, а работать предстоит именно с людьми.

Обратите внимание, задерживаются ли сотрудники на работе? Если да, то почему: во время авралов или это корпоративный стиль? Все-таки привычка бесплатно работать - вредна как организму, так и психике.

Какой формы одежды придерживаются сотрудники? Белые вороны часто вызывают раздражение в коллективе, помните об этом.

«Серый кардинал», как правило, есть в любой социальной группе. Понаблюдайте, кто в коллективе пользуется авторитетом и можно ли к нему обратиться за поддержкой. Его голос часто решающий в серьезных вопросах.

Правила безопасности при наблюдении



Нужно помнить, что при использовании метода есть свои нюансы.

1. На результат наблюдения может повлиять ваше настроение, усталость.

2. Чтобы оценка была точной, нужно уделить ей достаточное количество времени.

3. Зафиксированные факты и обстоятельства должны повторяться неоднократно.

4. Осторожнее со стереотипами и ярлыками: «Красивых и умных одновременно не бывает», «Блондинки глупые», «Все мужчины любят футбол» и прочие.

Совет 2: Наблюдение как исследовательская деятельность

Наблюдение – один из самых доступных методов из числа тех, что применяются в психологических исследованиях. Он состоит в планомерном, организованном и целенаправленном восприятии особенностей поведения индивида или группы. Данные наблюдения становятся основой для обоснованных выводов, которые подтверждают или опровергают выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Наблюдение считается одним из самых первых методов исследования, нашедших применение в психологии. В данном случае психологические явления изучаются в тех самых условиях, в которых они протекают в реальности. Наблюдение обычно не требует дорогостоящего оборудования и длительной предварительной подготовки. Для закрепления результатов такого исследования вполне подойдет блокнот и авторучка. Для большей стандартизации процедуры могут понадобиться специальные бланковые формы фиксации данных.

Сфера применения наблюдения достаточно широка. Этот метод исследовательской деятельности незаменим в социальной, педагогической и клинической психологии. Использовать наблюдение целесообразно в тех случаях, когда нежелательно вмешиваться в ход протекающих процессов или в конкретный вид деятельности. В этом основное отличие наблюдения от экспериментальных и измерительных процедур.

Не вмешиваясь непосредственно в ход исследуемого процесса, специалист-психолог имеет возможность сохранить целостным взаимодействие объекта исследования со средой. Наблюдение за поведением позволяет составить полное представление об особенностях личности и реакциях человека, получить обобщенную картину того, что происходит с объектом исследования.

К особенностям описанного метода можно отнести наличие непосредственной связи между наблюдателем и объектом, эмоциональную вовлеченность наблюдателя в ситуацию и сложность повторения процедуры. Одним из способов снять недостатки метода может быть использование видео- и аудиозаписи, что дает материал для последующего анализа ситуации.

Своим предметом наблюдение имеет самые разные особенности поведения. При этом непосредственным объектом такого исследования становятся вербальные и невербальные характеристики, содержательная сторона речи, ее интенсивность и продолжительность, признаки экспрессии лица и иные выразительные движения. Очень часто при наблюдении приходится отражать поведение людей в динамике, например, передвижения, действия с предметами и так далее.

Наблюдение в психологии отличается от той же процедуры в естественных науках тем, что объект исследования обычно понимает, что за ним наблюдают. Факт присутствия исследователя вполне может оказать влияние на поведение человека или группы, что способно исказить конечный результат. Такая особенность повышает требования к исследователю и несколько ограничивает круг задач, которые способен решить данный научный метод.
Видео по теме

Совет 3: Как построить социограмму

Любой коллектив, каким бы он ни был по числу участников и направленности, неоднороден. Взаимоотношения между членами группы могут быть самыми разнообразными, и не всегда эти особенности могут быть доступны прямому наблюдению. Для изучения микроклимата в коллективе используются различные социально-психологические методы, одним из которых является построение социограммы – схемы, отражающей взаимоотношения в группе.
Вам понадобится
  • - блокнот;
  • - лист бумаги;
  • - карандаш (ручка).
Инструкция
1
Определите цель составления социограммы. Это может быть оценка сплоченности коллектива, определение проблем во взаимоотношениях, выявление неформальных лидеров. В большинстве случаев проведение такого социометрического исследования способствует лучшему вхождению в коллектив нового руководителя (учителя, наставника, тренера и так далее).
2
Составьте список членов группы, расположив их в алфавитном порядке. Предварительно соберите необходимые сведения о каждом участнике коллектива (возраст, интересы, увлечения, направленность личности). Используйте для этого беседу и непосредственное наблюдение за поведением того или иного человека. Особое внимание обращайте на повторяющееся поведение и наиболее типичные реакции на сходные ситуации. Собраннее наблюдение фиксируйте в дневнике.
3
На каждого члена группы заведите небольшую карточку. Впишите в нее три положительные черты его характера и одну нежелательную. Это поможет определить направление для дальнейшей воспитательной работы и развить лучшие черты личности.
4
Обведите каждое имя кружком или квадратиком (удобно использовать разные обозначения в зависимости от пола). Вокруг имени члена группы, имеющего, по наблюдениям, наибольшее влияние на группу, нарисуйте круг побольше; тот, кто имеет меньшее влияние, будет иметь самый маленький круг.
5
Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте в его центре жирную точку. Поместите круги членов коллектива вокруг центральной точки. При этом ближе к центру расположите круги тех, кто пользуется большим влиянием на коллектив, а членов группы, пользующихся меньшей популярностью, поместите дальше от центра.
6
Соедините круги с именами линиями, отразив связи между ними. Прочные положительные взаимоотношения отметьте жирной линией, слабые и неустойчивые – пунктиром. На одном конце линии нарисуйте стрелку, показывающую, по чьей инициативе начались взаимоотношения. Могут встречаться линии и со стрелками на обоих концах, если инициаторами отношений были оба члена коллектива.
7
При анализе социограммы обратите внимание на наличие устойчивых микрогрупп, объединенных положительными связями. Постарайтесь выделить лидера группы (по числу положительных связей) и определить, что лежит в основе его авторитета (личные качества, формы поведения и так далее). Если это лидер с положительной направленностью, используйте его авторитет при решении вопросов, касающихся всего коллектива.
8
Не упустите из вида и тех членов коллектива, кто держится особняком или вообще не имеет устойчивых взаимоотношений с товарищами. Постарайтесь уделить этим людям особое внимание и активнее привлекать их к делам коллектива.
Совет полезен?
Дополнительные источники:
«Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе», Я.Л. Морено, 2001.
«Психология физического воспитания и спорта», Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, 2000.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500