Инструкция
1
Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях. В искусственной среде экспериментатор имеет возможность максимально ограничить влияние дополнительных переменных. Исследуемые подвергаются воздействию только тех изолированных факторов, реакция на которые интересует исследователя. Этими факторами можно манипулировать, отслеживая изменения в реакциях.
2
Исследователь в лабораторном эксперименте занимает активную позицию, осуществляет контроль и взаимодействуя с испытуемыми. Он также может вести себя директивно. В лабораторных экспериментах часто применяют специальную аппаратуру, чтобы достоверно зафиксировать изменения показателей. Недостаток лабораторного эксперимента – трудности соотнесения его результатов с реальной жизнью.
3
Полевой эксперимент проводят в естественных условиях. Испытуемые включены в свою обычную жизненную среду. Экспериментатор занимает пассивную позицию наблюдателя, по возможности не вмешивается в ход эксперимента. Часто испытуемые не знают о своем участии в исследовании. Это необходимо, чтобы они вели себя естественно, а не социально желательным образом. Исследователь не осуществляет контроля над переменными. Такая разновидность эксперимента позволяет сделать выводы о поведении людей в определенных жизненных ситуациях.
4
Формирующий или психолого-педагогический эксперимент заключается в оказании направленного воздействия на испытуемого с целью сформировать определенный навык. Очень популярный вид эксперимента в педагогической психологии. Он должен проходить под руководством квалифицированного специалиста, потому что неверное воздействие может привести к негативным последствиям для испытуемого. Тот или иной психологический навык вырабатывают под влиянием действий. Например, испытуемым даются задания. Экспериментатор активно включен в процесс, осуществляет контроль.
5
Констатирующий эксперимент призван подтвердить факт наличия какого-либо явления. В ходе такого исследования обычно выявляется уровень развития того или иного свойства у испытуемых. Очень часто констатирующий эксперимент предшествует формирующему. Экспериментатор получает необходимые данные, после работает над улучшением интересующей его характеристики. Патопсихологический эксперимент проводят с целью изучить психические процессы и состояния человека и выявить возможные нарушения. Это происходит при помощи специально разработанных методик.