Совет 1: Эксперимент как метод психологии

Эксперимент - основной метод получения знания в психологии. Он заключается в создании экспериментальной ситуации с целью изучения того или иного явления.
Инструкция
1
В отличие от наблюдения, экспериментатор активно включен в исследование. Он создает те или иные условия, в которых изучаемое явление проявится ярче всего. Манипулирование различными факторами в ходе эксперимента имеет целью отследить происходящие изменения в поведении объекта исследования. С помощью эксперимента можно констатировать наличие или отсутствие причинно-следственных связей.
2
По способу организации различают лабораторный и естественный эксперименты. Для лабораторного эксперимента полностью все условия создаются искусственно, обычно применяется специальное оборудование. Объектом исследования часто становятся психические процессы, такие как ощущения, восприятие. Лабораторный эксперимент предполагает строгое соблюдение всех условий, сведение к минимуму влияние побочных переменных.
3
Результатом лабораторного эксперимента являются точные научные данные. Однако многие не признают объективности полученных таким путем данных, говоря о несоответствии лабораторных условий жизненным. Этот момент делает лабораторный эксперимент все менее популярным, как и трудоемкость его проведения.
4
Естественный эксперимент не требует столько ограничений, он проводится в контексте реальной жизни. Испытуемые не всегда осведомлены о протекании эксперимента для исключения социально желательного поведения. Недостатками являются сложность контроля и возможность непредсказуемых влияний сторонних переменных.
5
По характеру влияния на испытуемого выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. Во втором случае у испытуемых развиваются какие-либо свойства в ходе эксперимента. В первом происходит диагностика исходного состояния объекта.
6
Переменные в эксперименте могут быть зависимыми, независимыми и дополнительными. Независимые переменные могут изменяться экспериментатором, зависимые же изменяются вслед за независимыми. Например, присутствие постороннего лица при эксперименте влечет изменения в поведении испытуемого.
7
Дополнительные переменные – стимуляция испытуемого, включающая внешние и внутренние факторы. Экспериментатор старается свести эти переменные к минимуму, обеспечив чистоту эксперимента. Идеальным считается такой эксперимент, при котором изменяется только независимая переменная. Зависимая контролируется, а все дополнительные влияния исключены.

Совет 2: Какие эксперименты применяются в психологии

Эксперимент - один из основных методов исследования в психологии. Можно выделить разные виды экспериментов в зависимости от способа проведения, результата воздействия, уровня осознанности.
Инструкция
1
Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях. В искусственной среде экспериментатор имеет возможность максимально ограничить влияние дополнительных переменных. Исследуемые подвергаются воздействию только тех изолированных факторов, реакция на которые интересует исследователя. Этими факторами можно манипулировать, отслеживая изменения в реакциях.
2
Исследователь в лабораторном эксперименте занимает активную позицию, осуществляет контроль и взаимодействуя с испытуемыми. Он также может вести себя директивно. В лабораторных экспериментах часто применяют специальную аппаратуру, чтобы достоверно зафиксировать изменения показателей. Недостаток лабораторного эксперимента – трудности соотнесения его результатов с реальной жизнью.
3
Полевой эксперимент проводят в естественных условиях. Испытуемые включены в свою обычную жизненную среду. Экспериментатор занимает пассивную позицию наблюдателя, по возможности не вмешивается в ход эксперимента. Часто испытуемые не знают о своем участии в исследовании. Это необходимо, чтобы они вели себя естественно, а не социально желательным образом. Исследователь не осуществляет контроля над переменными. Такая разновидность эксперимента позволяет сделать выводы о поведении людей в определенных жизненных ситуациях.
4
Формирующий или психолого-педагогический эксперимент заключается в оказании направленного воздействия на испытуемого с целью сформировать определенный навык. Очень популярный вид эксперимента в педагогической психологии. Он должен проходить под руководством квалифицированного специалиста, потому что неверное воздействие может привести к негативным последствиям для испытуемого. Тот или иной психологический навык вырабатывают под влиянием действий. Например, испытуемым даются задания. Экспериментатор активно включен в процесс, осуществляет контроль.
5
Констатирующий эксперимент призван подтвердить факт наличия какого-либо явления. В ходе такого исследования обычно выявляется уровень развития того или иного свойства у испытуемых. Очень часто констатирующий эксперимент предшествует формирующему. Экспериментатор получает необходимые данные, после работает над улучшением интересующей его характеристики. Патопсихологический эксперимент проводят с целью изучить психические процессы и состояния человека и выявить возможные нарушения. Это происходит при помощи специально разработанных методик.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Метод эксперимента
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше