Инструкция
1
В отдельную отрасль науки она стала выделяться относительно недавно, только в XIX веке. Именно тогда психология заинтересовалась изучением чувственной сферы человека – ощущения, восприятие, временная реакция.
2
Основоположником экспериментальной психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт. Именно под его началом заработала первая в мире психологическая лаборатория со специальными техническими приборами и устройствами. Использование лаборатории ознаменовало переход от качественного описательного исследования к точнейшему количественному исследованию. Метод интроспекции поступился практике психологических исследований экспериментальным методом.
3
Сначала экспериментальная психология занималась лишь разработкой психофизиологического эксперимента. Но с течением времени превратилась в научную отрасль, которая охватывает множество методов исследований во всех направлениях психологии. Причем, она не только классифицирует методы, но и изучает и развивает их.
4
Итак, экспериментальная психология – это научная дисциплина, которая занимается проблемой психологических исследований. Перед этой научной дисциплиной поставлены три задачи:
• Создать адекватные методы исследования;
• Разработать принцип организации экспериментального исследования;
• Создать научные методы психологических измерений.
5
Методология экспериментальной психологии основывается на таких принципах:
• принцип детерминизма (все психические явления находятся в зависимости от взаимодействия организма с окружающей средой);
• принцип объективности (объект исследования независим от того, кто проводит исследование);
• принцип единства физического и психологического (психологическое и физическое представляет собой единство, в некотором роде);
• принцип развития (психика человека – результат его развития в филогенезе и онтогенезе);
• принцип единства сознания и деятельности (невозможно отдельно изучать поведение, сознание и личность. Они взаимосвязаны.);
• принцип фальсифицируемости (возможность опровержения теории путем постановки возможного варианта эксперимента);
• системно-структурный принцип (психические процессы нужно изучать как целостные явления).
6
В начале все достижения экспериментальной психологии носили чисто академический характер, не ставили себе за цель использовать полученные результаты на практике для лечения больных. Но со временем их стали применять во многих сферах – от дошкольной педагогики до космонавтики.