Совет 1: Что такое рыночная экономика

Рыночная экономика - это понятие, с которым неоднократно сталкивался каждый из нас. О ней говорят по телевизору, по радио. Она - нередкая тема газетных статей. Мы живем в ней, и именно она диктует нам свои условия. Но немногие смогут грамотно и четко объяснить, что же такое рыночная экономика.
Рыночная экономика в России пришла на смену плановой экономической системе (командной экономике) в 90-х гг. В ту пору мы вплотную приблизились к новой общественно-экономической формации - капитализму, который, по мнению американских экономистов Чикагского университета, высказанного уже в 70-х гг. прошлого века, наиболее эффективно распределяет риски и ресурсы в экономике.

В эпоху социализма наш народ боролся за идею светлого будущего, отрицая капитализм. У нас в стране было государственно-плановое хозяйство, основанное на государственной собственности на все ресурсы в экономике. Цены в командной экономике устанавливались государством и были едиными. Инфляции практически не было. Советские люди засыпая знали, что завтра все продукты будут отпускаться в магазинах по тем же ценам, что и сегодня. Это был, пожалуй, главный плюс плановой экономики.

Что же произошло, когда Россия начала переход к чистому капитализму?

Во-первых, мы перешли от государственной к различным видам собственности, главной из которых стала частная собственность. Именно в эпоху Ельцина страну буквально наводнили частные предприниматели. Свободное предпринимательство - один из первостепенных принципов рыночной экономики. В начале 90-х гг. было легко открыть свой бизнес, приносящий высокую прибыль.

Цены перестали фиксироваться государством. Они стали складываться стихийно в условиях свободной конкуренции между спросом и предложением, причем самым важным агентом рынка стали потребители, обладающие платежеспособным спросом.

Таким образом, рыночная экономика - экономика, которая построена на принципах рыночной саморегуляции. Государство лишь координирует действия участников рыночных отношений посредством законодательной, судебной и исполнительной власти, и только решения покупателей и производителей, основанные на спросе и предложении, определяют структуру распределения в экономике данного типа.

Среди недостатков рыночной экономической системы выделяют следующие: монополизация, социальное неравенство, высокий уровень безработицы и инфляции. Кроме того, капитализм не способствует решению экологических проблем, а также развитию культуры и науки.

Совет 2: Что такое смешанная рыночная экономика

Смешанная экономика предполагает совмещение частной, корпоративной и государственной собственности. Сегодня данная экономическая система является наиболее распространенной в мире.

Виды экономических систем

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное предпринимательство, а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

- неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

- неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

- модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).
Видео по теме

Совет 3: Что характеризует рыночную экономику

Рыночная экономика является системой ведения экономических отношений в обществе и основывается на признании права на частную собственность, свободу выбора, конкуренции. Рыночная экономика имеет особенные признаки и присущие ей характеристики.

Частная собственность

Для рыночной экономики характерно присутствие понятия частной собственности, которая обеспечивает каждый из экономических субъектов определенной степенью экономической самостоятельности и богатством. Каждый человек, имеющий частную собственность, имеет право распоряжаться ей по собственному усмотрению – например, осуществлять продажу или сдачу в аренду.

Ценообразование

Цены на товары и имущество соответствуют системе ценообразования, которая также присуща рыночной экономике. В отличие от других экономических систем, стоимость регулируется рынком самостоятельно и не назначается никем – цены появляются в результате взаимодействия параметров спроса и предложения на определенный товар.

Конкуренция и свобода предпринимательства

Другой важной чертой рыночной экономики является конкуренция, которая появляется в условиях свободного предпринимательства и выбора. Свободное предпринимательство дает возможность потребителю приобрести или продать любой товар, который он пожелает.
В зависимости от востребованности будет регулироваться и количество произведенных единиц.

Конкуренция же заставляет производить те товары, которые действительно нужны потребителям. Предприниматели, которые способны обеспечить рынок наиболее качественной продукцией, остаются на рынке и получают большую прибыль, чем те предприниматели, чья продукция не востребована у населения.

Роль государства и формы собственности

При господстве рыночной экономики минимальная роль отводится государству. Оно следит за исполнением надлежащих обязательств продавцами и может взыскать имущество при неисполнении нужных условий. Государство не имеет права вмешиваться в ценообразование и может участвовать в рыночных взаимодействиях на равных правах с другими участниками рынка. Для рыночной экономики также характерно наличие нескольких форм собственности.
Наряду с частной функционируют коллективные, государственные и общинные предприятия.

Плюсы и минусы

К преимуществам рыночной экономики относят предоставляемую свободу выбора действий как со стороны потребителя, так и покупателя. Данный рынок легко адаптируется к новым условиям и способствует производству качественных товаров и услуг. Из недостатков системы можно отметить невозможность противостоять монополиям, которые ограничивают свободу конкуренции.

Также рынок вызывает побочные эффекты в виде загрязнения окружающей среды, а сама система не способна бороться с наносимым ущербом. Иногда рыночная экономика характеризуется ростом дифференциации в обществе и игнорирует факторы распределения доходов у населения.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500