Инструкция
1
При поступлении акции на фондовый рынок ее фактическая цена может отличаться от номинальной, причем как в сторону увеличения, так и уменьшения. Этому могут способствовать самые разнообразные факторы: пути, который выбрала компания для выпуска акции (самостоятельно, через кредитную организацию), насколько известна данная компания и другие.
2
После первичного размещения и совершения с акцией какой-либо сделки она поступает на вторичный рынок, где ее цена будет зависеть ожиданий инвесторов дивидендов (от финансового положения компании, решения о сумме дивидендов, рисков фирмы), а также рыночных ситуаций (уровня инфляции и банковского процента, спроса и предложения на рынке, ситуации в экономике в целом).
3
Рыночная цена акции называется ее курсом. Существует несколько методов его определения. Наиболее распространенным является затратный. Он основывается на оценке предприятия через его чистые активы, т.е. определяется стоимость активов за вычетом обязательств, приходящаяся на одну акцию. Иными словами, рассчитываются чистые активы предприятия, которые делятся на количество акций в обращении.
4
Доходный метод определения рыночной стоимости акций основывается на принципе, что сегодняшняя стоимость имущества определяется будущими денежными поступлениями, рассчитанными на сегодняшний день. Для расчета стоимости акции используется формула: PV=S/(1+r) n, где PV – текущая стоимость акции, S – стоимость акции, которая планируется на будущее, r – процентная ставка на подобный финансовый актив, n – число периодов (месяц, год).
5
Сравнительный подход предполагает использование трех методов определения рыночной стоимости акции. Метод компаний-аналогов основывается на сопоставлении показателей деятельности компании с показателями других фирм, чьи акции котируются на рынке. При этом учитываются такие показатели как отношение цены к выручке, налогооблагаемая прибыль, денежный поток, балансовая стоимость.
6
Метод сделок ориентирован на цены бизнеса или приобретения контрольного пакета акций в целом. Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании отношений цены и иных параметров, характерных для данной отрасли, например, количество гостиничных мест, грузоподъемность транспорта и т.д. Данные коэффициенты определяются на основании статистических наблюдений за соотношением между ценой капитала фирмы и производственно-финансовыми показателями.