Совет 1: Растения, занесённые в красную книгу России

С давнего времени человек плотно взаимодействует с природой. Правда, не всегда эта взаимосвязь оказывает хорошее влияние на флору. В процессе эволюции многие виды растений и животных истребили сами люди, еще большее количество поставили на черту вымирания. Сегодня самые редкие экземпляры флоры и фауны охраняются государством и занесены в Красную книгу России.

Кувшинка

Под охраной государства находится кувшинка желтая - ближайшая родственница кувшинки белой. Живет она в воде, заболоченных поймах рек, на мелководье, а ее большие листья располагаются и на поверхности водной глади, и под водой. Другое свое название – «кубышка», она получила благодаря форме своего плода. Цветение кубышка начинает в конце мая и длится оно до августа. Цветы крупные, почти шаровидные, ярко желтого цвета.

Колокольчик

На юге России, в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии можно увидеть колокольчик доломитовый, очень редкий цветок. В пору цветения растение выбрасывает длинные цветоносы до 45 см высотой, усыпанные удивительными белыми цветками величиной до 4 см. Чаще всего произрастает на каменистых склонах, щебнистых почвах, галечниках, известняках и доломитах на высоте до 2500 м над уровнем моря. Живет небольшими локальными группами, размножается семенами.

Фиалка

На берегах рек России, опушках смешанных лесов, в лугах, на каменистых склонах произрастает фиалка надрезанная — очень красивый и нежный цветок. Это бесстебельное растение до 5 см в высоту, с короткими черешками, переходящими в овальные надрезанные листочки. На небольших цветоносах крепятся очаровательные фиолетовые венчики. Период цветения начинается в мае, размножается семенами, которые длительный период сохраняют способность к всхожести.

Женьшень

Реликтовое редкое растение женьшень дикорастущий встречается на территории Приморского и Хабаровского краев. Ареалом произрастания его считаются лиственно-хвойные леса с рыхлыми, хорошо дренированными, богатыми перегноем почвами. Дикорастущий женьшень очень медленно растет, достигая предельного возраста около 100 лет. В медицине очень ценится его корень, вес которого может достигать 400 г. Из этого ценного сырья производятся лекарственные спиртовые настойки, таблетки и отвары, которые применяют при неврастении, гипотонии и переутомлении.

Саранка

Луковичное травянистое растение лилия кудреватая или саранка начинает цветение в середине лета. Это тенелюбивое растение высотой до 70 см с прямым стеблем и темно-зелеными небольшими листочками, собранными в мутовки. Чалмовидные цветки сиреневого, розового или темно-пурпурного цвета длинными цветоножками крепятся к стеблю. Продолговатые узкие листья изогнуты. Опыляется лилия ночными бабочками, которые летят на усиливающийся к ночи тонкий аромат.

Совет 2: Красная книга цветов России

Отправляясь в выходной день на загородную или лесную прогулку, горожане часто возвращаются домой с красивыми букетами полевых или лесных цветов. Эти цветы могут быть не так великолепны, как купленные в магазине, но их неброская, нежная красота вполне способна порадовать, даря еще пару-тройку дней воспоминаний о приятно проведенном времени на природе. А, между тем, среди цветов, сорванными для букета, могут быть и те, что занесены в Красную книгу.

Что такое Красная книга

Красная книга – перечень исчезающих или уже исчезнувших видов растений или животных. Эти печальные списки составляются как на региональном, так и на национальном и международном уровне. В региональных Красных книгах вы найдете фото и описания тех животных и растений, которое некогда в изобилии водились и росли в той местности, где вы сегодня проживаете, причем, это «некогда» может быть и совсем недавним – около 20-30 лет тому назад. Изменение климата, связанное с деятельностью человека, варварское истребление природных запасов чаще всего является той причиной, по которой вы навсегда лишились или можете лишиться в ближайшем будущем возможности увидеть это животное или растение. А ведь стоит задуматься, что до этого они вполне благополучно существовали на земле, занимая отведенную им биологическую нишу.

Государство, конечно, делает попытки каким-то образом исправить положение, но чаще всего они ограничиваются изданием таких Красных книг, перелистав которые вы можете с грустью обнаружить, что когда-то и сами могли стать причиной исчезновения того или иного вида, сорвав понравившееся растение или цветок. В 1988 году была издана Красная книга растений России, цветы перечисленные в ней, расположены в алфавитном порядке. Зная название заинтересовавшего вас цветка, вы всегда сможете проверить, не является ли он исчезающим видом и если это так, без труда найдете его описание в этой книге.
Не стимулируйте торговцев первоцветами и не приобретайте у них с рук такие букетики, почти сплошь состоящие из цветов, занесенных в Красную книгу.

Как правило, особенно «досталось» от неконтролируемой и бездумной тяги человека к прекрасному тем цветам, которые появляются в лесах или на опушках в первую очередь, так называемым, «первоцветам»: подснежникам, фиалкам, ирисам, а также тем, которые имеют привлекательный яркий вид: макам, пионам и пр. Вам следует ознакомиться с этими видами растений, чтобы ненароком не продолжить их истребление. Познакомьте с этой книгой и своего ребенка, научите его бережному обращению с теми природными богатствами, которые поначалу кажутся неиссякаемыми, но которые, к сожалению, человек постоянно вынужден заносить в списки уничтоженных.
Если вы используете рецепты народной медицины, старайтесь приобретать ингредиенты для них в аптеке, то сырье, которое продается там, чаще всего выращено на специальных плантациях.

Подснежник Борткевича

В отличие от обычных подснежников, чьи лепестки имеют сиреневато-серо-фиолетовый цвет, этот нежный весенний цветок белоснежный. Подснежник Борткевича (Galanthus bortkewitschianus) назван так в честь российского дендролога и лесовода В.М. Борткевича. Популяция этого растения из семейства амариллисовых, некогда занимающая большие площади в средней полосе, на Урале и юге России, постоянно сокращается. Он растет в среднем и нижнем горном поясе, а эти территории постоянно осваиваются человеком, там не только ведется вырубка, но и новое строительство. Кроме того, этот красивый цветок люди беспощадно срывают, чтобы украсить этими нежными колокольчиками в обрамлении ланцетовидных листьев свои жилища.

Пион тонколистный

Еще каких-то 40-50 лет назад этот цветок можно было встретить почти на всей территории страны – он также зацветает весной и с середины мая грозди его соцветий, имеющих интенсивно-бардовую окраску, можно было увидеть на лесных полянах и опушках, склонах невысоких гор в причерноморских районах. Это растение произрастает группами, поэтому любители прекрасного ставили букеты из таких пионов буквально в ведра, не ограничиваясь несколькими штуками. Теперь, к сожалению, его популяция резко сократилась и чаще всего его можно встретить в лесах на побережье Черного моря.

Ирис желтый

Еще один из весенних цветов, который можно было найти по берегам озер и рек, рядом с болотами в средней части европейской территории России. Этот цветок имеет не только красивый вид, он также используется в парфюмерной и кондитерской промышленности – из его цветов выжимаю эфирное масло, а сухие корневища, обладающие тонким фиалковым ароматом, мелят и добавляют в торты и пирожное.

Мак прицветниковый

Это великолепное растение из семейства маковых, высота которого может достигать 130 см, можно было довольно часто встретить в южных районах России еще недавно. Перисто-рассеченые листья, расположенные у корней венчаются высоким стеблем, украшенным крупными цветами пунцового цвета. В центре, у основания лепестков, цветы имеют черный цвет с желтой окантовкой. Время цветения этого удивительного мака – середина или конец мая, причем цветет оно более 3-х недель.

Лилия саранка

Эта разновидность лилейных произрастает в степях и лесостепях южной части Сибири. Саранку еще называют «царскими кудрями» за форму цветков, лепестки которых красиво загнуты. Белоснежные, розоватые или сиреневатые цветы лилии очень красиво смотрятся в вазах, а ее корни используются в народной медицине, что, конечно, никак не способствует дальнейшему сохранению этого растения.

Совет 3: Что занесено в красную книгу

Красная книга – это аннотированный список, включающий в себя редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов. Подобные книги бывают различных уровней — международные, национальные и региональные.

Первое издание Красной книги Международного союза охраны природы (МСОП) вышло в 1963 году. Оно являлось пилотным изданием с небольшим тиражом. Два его тома содержали сведения о 312 видах и подвидах птиц и 211 видах и подвидах млекопитающих. Данная книга рассылалась ученым и видным государственным деятелям. По мере того как накапливалась новая информация, адресатам высылались дополнительные листы, чтобы заменить ими устаревшие.

С каждым годом работа над Красной Книгой продолжается, ее оформление с момента первой редакции заметно усовершенствовалось. Она является документом постоянного действия, так как условия обитания животных все время меняются.

Страницы Красной книги различаются по цвету: зеленые - самые обнадеживающие, так как на них записаны те животные, которых удалось спасти от вымирания. На белых страницах находятся те виды, численность которых невелика. Серые страницы содержат мало изученные подвиды, места обитания которых труднодоступны или до сих пор не установлены. Желтым цветом отмечены страницы, содержащие подвиды, количество которых быстро снижается и которые имеют риск попасть на красные страницы книги, содержащие редких и исчезающих животных. Кроме того, в книге есть черный список, содержащий перечень вымерших животных.

Всего в Красную книгу России занесено восемь таксонов (групп живых организмов, объединенных по принятым методам классификации) земноводных, двадцать один таксон пресмыкающихся, сто двадцать восемь таксонов птиц и семьдесят четыре таксона млекопитающих, всего двести тридцать один таксон.

В Красной книге РФ приняты шесть категорий редкости популяций и таксонов по степени угрозы их возможного исчезновения: нулевая категория – вероятно исчезнувшие; первая – находящиеся под угрозой исчезновения; вторая – сокращающиеся в численности; третья – редкие; четвертая – неопределенные по статусу; пятая – восстанавливаемые и восстанавливающиеся.

Красная книга России содержит в себе 10 основных категорий, на которые разделены животные, находящиеся в них: Млекопитающие; Земноводные; Птицы; Пресмыкающиеся или рептилии; Рыбы и круглоротые; Моллюски; Ракообразные; Черви, Мшанки, Плеченогие; Растения.

Ознакомиться с подробным перечнем тех или иных подвидов животных, насекомых или растений, внесенных в Красную книгу можно на многих интернет-сайтах соответствующей тематики.

Видео по теме
Источники:
  • Красная книга России
  • что занесено в красную книгу россии фото
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500