Эта тенденция наиболее ярко прослеживается на примере повести. Ее жанровое своеобразие отражается в следующем определении: повесть - это прозаический жанр, который не имеет фиксированного объема и занимает некое промежуточное место между романом и рассказом, поскольку тяготеет к хроникальному сюжету, воспроизводящему повседневное течение жизни. Но это определение характерно для отечественного литературоведения. Западные исследователи классифицируют произведения такого рода как "роман".

Отечественные исследователи так трактуют повесть, поскольку это связано с особенностями древнерусского языка - слово "повесть" происходит от глагола "ведать". Помимо этого учитывается старинное значение термина - "весть о каком-либо событии". Источником повестей являются летописи (например, "Повесть временных лет"), а также повествования о реальных событиях, достоверность которых не вызывает сомнения современников ("Повесть о Петре и Февронии", "Повесть о нашествии Батыя на Рязань" и многие другие). По характеру описаний повесть близка к хронике, потому что главным в ней становится передача тех или иных фактов действительности.


Жанровое своеобразие повести включает в себя несколько аспектов. Во-первых, сюжет повествования строится вокруг личности главного героя, характер которого раскрывается в пределах нескольких событий. Во-вторых, побочные сюжетные линии практически отсутствуют. Их наличие характерно, в большей степени, для романа. В-третьих, основная тема и проблема, затронутая в повести, отражает злободневную реальностью. Кроме этого, названия повестей связаны либо с именем основного персонажа (к примеру, "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина), либо с ключевым элементом сюжета (например, "Уездное" Е.И. Замятина).

Для повести характерно наличие деталей, которые позволяют, при небольшом объеме, наиболее точно выразить авторскую мысль.