Совет 1: Что такое родственные слова

Подбором родственных (однокоренных) слов дети начинают заниматься еще в начальной школе. Однако старшие школьники и студенты-филологи подбирают родственные слова с осторожностью. Почему?
Родственные слова – это слова (лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что разница родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

В русском языке существует несколько наиболее распространенных способов словообразования: префиксальный (прибавляется только префикс), суффиксальный (только суффикс), префиксально-суффиксальный (и префикс, и суффикс). Но для образования однокоренных (родственных) слов префиксальный способ решительно не подходит. И действительно, в этом плане нет большой разницы, например, в словах: бегать, по-бегать, у-бегать и т.п.

Необходимо помнить и об омонимичных корнях. Так, слова вод-яной и вод-ить не будут являться родственными, так как значения корней в данном случае различны.

Кроме того, в русском языке есть и такое явление, как конверсивы. Самый простой пример: «он победил – ты проиграл», в котором слова «победил» и «проиграл» как раз и являются конверсивами, словами, выражающими одно и то же действие, но в противоположных направлениях. Здесь на первый план выступает семантика слова в контексте. Поэтому если вам, допустим, предложат найти однокоренные слова в предложении: «Карпов хотел выиграть у Каспарова, но Каспаров так и не поддался ему и не проиграл», подумайте, прежде чем давать окончательный ответ.

Совет 2: Как подобрать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова или как их еще называют, родственные дети учатся еще в начальной школе. Это умение позволяет им проверять написания слов. Не все ребята хорошо справляются с этим заданием. Как научить их подбирать однокоренные слова правильно?
Инструкция
1
Начните с объяснения того, что однокоренные слова имеют один и тот же корень. Повторите с детьми правило, что такое корень. Еще раз закрепите навыки нахождения его в слове.
2
Далее расскажите, что однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Приготовьте задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:- садовник - сад - садовый(однокоренные слова);
- садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
3
Обратите внимание школьников на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Покажите им эту ситуацию на примере слов "водитель" и "водяной". Они не будут являться однокоренными. Приготовьте задания, позволяющие отработать навык выявления однокоренных слов из группы, где слова имеют схожий корень.
4
Расскажите ребятам, что однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Покажите это на примере данной цепочки:- водить - водитель - водительский.Попросите учащихся определить части речи этих слов. Они должны прийти к выводу, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
5
Объясните детям способ образования однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова, как приставка и суффикс. Попросите ребят при помощи этих морфем образовать однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная цепочка слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
6
Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

Совет 3: Что такое словообразование

Что такое словообразование, знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование?
Инструкция
1
Чтобы понять, что такое словообразование, следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор морфем, каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются суффиксы и приставки. Именно их присоединение к определенному корню помогает получить разные лексические единицы.Например, варьирование суффиксами способствует образованию разных родов: художник – художница, учитель – учительница. А использование приставок помогают передать различные оттенки синонимичных слов: встать – привстать, дать – передать.
2
Словообразовательный процесс может проходить и без участия морфем - путем сложения нескольких основ, полных или усеченных. Например: вертолет, лесополоса, колхоз и т.д.Как правило, в сложении принимают участие соединительные гласные «о» или «е».
3
Словообразование может носить и лексико-семантический характер. В этом случае речь идет о появлении новых смыслов у уже существующего слова, другими словами – об образовании омонимов (слов идентичных по звучанию, но различных по смыслу). Например: кулак (сжатая кисть) и кулак (эксплуататор).
4
Словообразование бывает и лексико-синтаксическим, когда словообразовательный процесс ознаменовывается рождением целого слова из часто употребляемого словосочетания. Например: сумасшедший, сейчас и т.д.
Видео по теме
Обратите внимание
В языкознании различают слова немотивированные и мотивированные. Первые являются основой для образования вторых. При этом немотивированные лексические единицы становятся центром словообразовательного гнезда, т.е. совокупности слов с тождественным корнем. Пример: смелый – смело, смельчак, осмелеть и т.д.
Видео по теме
Источники:
  • родственное слово
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал(а)
Во втором абзаце статьи приставки и суффиксы названы одинаково -"постфиксы". Это правильно?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше