Совет 1: Как определить склонение имен существительных в 2017 году

В русском языке при написании различных текстов часто возникают сомнения в написании окончаний. Как правильно, в тетрадИ или в тетрадЕ? С мамОЙ или с мамАЙ? Для того, чтобы правильно написать окончания имен существительных, нужно знать, к какому склонению это существительное относится.
Вам понадобится
  • 1. Тетрадь.
  • 2. Ручка.
Инструкция
1
Запишите имя существительное в единственном числе именительного падежа (оно должно обозначать один предмет и отвечать на вопросы кто? или что?). Например: семья, огонь, пыль.
2
Выделите окончание существительного. Для этого измените существительное так, чтобы оно отвечало на вопросы кого?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?. Та часть в слове, которая изменяется, и будет окончанием. Например: семьЯ - семьИ - семьЕ - семьЕЙ. В слове "семья" в единственном числе именительного падежа окончание -Я. Огонь - огнЯ - огнЮ - огнЕМ. В слове "огонь" в единственном числе именительного падежа окончание нулевое. Пыль - пылИ - пылИ - пыльЮ. В слове "пыль" в единственном числе именительного падежа окончание нулевое, на конце мягкий знак.
3
Определите род имени существительного. Если к существительному можно подставить слова "она, моя", значит оно женского рода. Если с ним согласуются слова "он, мой", значит существительное мужского рода. Если к существительному можно подставить слова "оно, мое", значит оно среднего рода.
4
Узнав род существительного и его окончание, определите, к какому склонению существительное относится. 1 склонение - существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я (семья, папа).
2 склонение - существительные мужского рода с нулевым окончанием окончанием (огонь), существительные среднего рода с окончанием -о, -е (здоровье, полено).
3 склонение - существительные женского рода с Ь на конце (дочь, пыль).

Совет 2: Как определить склонение существительных

Склонение существительных - это изменение существительных по падежам и числам. Знать принципы склонения просто необходимо тем людям, которые хотят говорить и писать грамотно. Тем более, что базовых форм склонений в русском языке всего три.
Инструкция
1
Для начала определяем именительный падеж единственного числа данного существительного. А дальше смотрим на его окончание. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями на -а и -я. Например, семь-я, дружб-а, песн-я, кошк-а, мышк-а и т.д.
Как определить склонение существительных
2
Второе склонение - это имена существительные среднего рода -о,-е, а также существительные мужского рода с нулевым окончанием. Пример: плач, дерев-о, закат, облак-о, гнезд-о, неб-о, горизонт, голод и т.д.
3
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. Такие, как мысль, дрожь, печаль, грусть, болезнь и т.д.
Видео по теме

Совет 3: Как определить склонение

В русском языке масса разнообразных существительных - нарицательных и собственных, простых и сложных. Деление их по родам немного упорядочивает это разноцветье. Но есть еще один признак, не всем известный, по которому можно классифицировать существительные. Это склонение. Для того, чтобы определить склонение существительного (а их всего три), нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа.
Инструкция
1
Рассмотрите следующие существительные: "внучка", "дерево", "мышь". Выделите у них окончания, то есть изменяемые части слова. В слове внучка окончание "а", в слове "дерево" - "о", в слове "мышь" нет окончания. Кроме того, слова "внучка" и "мышь" женского рода, а слово "дерево" среднего рода.
2
По правилам русского языка к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями "а" и "я". Это самая многочисленная категория существительных в русском языке.

Следовательно, существительное "внучка" первого склонения.
3
Ко второму склонению относят:

- существительные мужского рода без окончаний;

- существительные среднего рода с окончаниями "о" и "е" (то есть все существительные среднего рода).

Итак, существительное "дерево" второго склонения.
4
И, наконец, к третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Поэтому существительное "мышь" третьего склонения.
Видео по теме
Обратите внимание
Имейте в виду, что в русском языке есть несклоняемые существительные.
Полезный совет
Склонение существительных нужно знать для того, чтобы верно определять их падежные окончания.
Источники:
  • как определить склонения русского языка

Совет 4: Как определить склонение прилагательных

Склонением называется изменение имен существительных по падежам, прилагательных и других согласуемых частей речи - по падежам и родам. Написание безударных окончаний имен прилагательных зависит от типа склонения и фонетического варианта основы слова - твердого, мягкого и смешанного. Чтобы определить тип склонения, необходимо также учитывать разряд имени прилагательного по значению.
Инструкция
1
При определении склонения прилагательных выясните, к какому разряду по значению относится слово. Качественные прилагательные, обозначающие непостоянный признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, и относительные прилагательные, называющие постоянный признак, склоняются одинаково. Например: - именительный падеж: новый, новая, новое; деревянный, деревянная, деревянное;- родительный падеж: нового, новой; деревянного, деревянной;- дательный падеж: новому, новой; деревянному, деревянной и т.д.
2
Устанавливайте падежные окончания качественных и относительных прилагательных по грамматическому вопросу падежа, который задается от определяемого существительного: в зале (каком?) просторном; у столба (какого?) железного.
3
Обратите внимание, что в рамках данного типа склонения противопоставлены, в соответствии с качеством конца основы, твердая и мягкая разновидности, например: сложный – синий. Это различие проявляется в орфографии окончаний (-ый / -ий; - ого / -его; -ому / -ему и т.д.) Кроме того, существует также смешанный вариант, проявляющийся в написании окончаний как мягкой, так и твердой разновидности у одного прилагательного, например: долгий – долгого, тихий – тихому.
4
У имен прилагательных данного типа склонения различайте также ударные и безударные окончания именительного и винительного падежей мужского рода единственного числа: новый, клюквенный, но больной, стальной.
5
Если вы установили, что имя прилагательное по значению относится к притяжательным, т.е. обозначает признак принадлежности и отвечает на вопрос «чей?», то определяйте две группы падежных окончаний.- Склонение прилагательных с суффиксом «-ий» (лисий, заячий). Особенностью этой группы прилагательных является наличие разделительного мягкого знака в формах косвенных падежей (лисьего, заячьего).- Склонение прилагательных с суффиксами «-ов» (отцов), «-ев» (приятелев), «-ин» (папин). Такие прилагательные склоняются так же, как другие прилагательные, окончания определяются по падежному вопросу. При этом у прилагательных с безударным суффиксом в формах родительного и дательного падежей единственного числа имеются варианты окончаний, различающиеся стилистической окраской, например: (какого?) папина – папиного (разговорное слово); (какому?) папину – папиному.
6
Для всех типов склонения имен прилагательных возможны варианты форм творительного падежа женского рода единственного числа, которые различаются стилистической окраской. Сравните: новой (нейтральная форма) – новою (поэтическая, устаревшая); медвежьей – медвежьею; маминой – маминою.

Совет 5: Какие выделяют типы склонения существительных

Школьный курс рассматривает три типа склонения существительных, которые существуют в современном русском языке. Склонение несложно определить: достаточно верно установить, к какому роду относится слово и его окончание в начальной форме. Однако не следует забывать, что есть несколько разносклоняемых существительных и большое количество несклоняемых.
Инструкция
1
Именные части речи обладают способностью изменяться по падежам. Это свойство получило название «склонение». Классы существительных, имеющих одинаковые окончания во всех шести падежах, представляют определенный тип склонения. Современный русский язык разделяет все существительные на три склонения.
2
Определить, к какому склонению относится существительное, вы сможете без особого труда по именительному падежу единственного числа. Поэтому прежде всего необходимо поставить слово в соответствующую форму (помощницей – помощница; над облаками – облако; генералами – генерал; помощи - помощь).
3
Установите окончание, род существительного. Именно эти показатели помогут определить тип склонения. Перед вами 1 склонение, если слово имеет окончание –а (-я), относится к мужскому или женскому роду (панорама, коллега, деревня, дядя). По первому склонению чаще изменяются существительные женского рода. Об отношении ко 2 склонению свидетельствуют средний род и нулевое окончание мужского рода существительных (золото, серебро, солнце, эшелон, этаж, марш). 3 склонение узнать просто: слова обязательно соответствуют женскому роду, имеют на конце мягкий знак и нулевую флексию (мелочь, дрожь, полночь, мышь).
4
Учтите, что в русском языке среди имен существительных встречаются такие, которые не соответствуют указанным типам склонения. Во-первых, это существительные, по падежам не изменяющиеся, т.е. несклоняемые. Во всех падежных формах они остаются неизмененными. В основном, к несклоняемым относятся существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на –о, -е, -у, -ю, -и, -а (лассо, шоссе, какаду, меню, шасси), иностранные и заимствованные фамилии (Гюго, Мериме, Коваленко, Седых), географические названия на эти же гласные (Осло, Сочи, Конго). Во-вторых, имеется ряд существительных, относящихся к категории разносклоняемых (оканчивающиеся на –мя и слово путь). Для этих одиннадцати слов характерны особенности при склонении: в единственном числе они изменяются по третьему склонению в трех падежных формах (родительном, дательном и предложном падежах), а по второму - в творительном.
5
У имен существительных склонение – категория постоянная, поэтому, выполняя морфологический разбор, обязательно его указывайте. Если перед вами несклоняемая форма существительного, сделайте пометку – нескл., разносклоняемые – разноскл.
Видео по теме
Обратите внимание
Старославянский язык различал шесть типов склонения, они выделялись по гласным и согласным, занимавшим позицию между корнем слова и окончанием.
Источники:
  • Склонение имен существительных
  • Постоянные признаки существительного
  • Имя существительное

Совет 6: Что такое склонения

На уроках русского языка школьники знакомятся со склонением имен существительных. От того, насколько хорошо усвоят учащиеся навык определения склонения в словах, зависит безошибочное написание окончаний у существительных.
Инструкция
1
Запомните, что склоняются только имена существительные. Это свойство выражается в изменении формы слова в результате изменения у имени существительного падежа и числа.
2
Существительные могут относиться к одному из трех склонений: первому, второму или третьему. Чтобы определить склонение, необходимо выяснить, к какому роду относится слово. Стоит обратить внимание на окончание слова в форме именительного падежа единственного числа. К первому склонению нужно отнести слово, которое имеет окончания «а» или «я», в мужском или женском роде. Существительное «ночка» — женского рода, имеет окончание «а», значит, относится к первому склонению.
3
Если имя существительное — среднего рода и имеет окончание «о» или «е», а также в мужском роде стоит с нулевым окончанием (не выраженным звуками), его нужно отнести ко второму склонению. Существительное «стол» — второго склонения, т.к. оно мужского рода, с нулевым окончанием.
4
Отнесите к третьему склонению имена существительные женского рода, у которых в конце слова имеется мягкий знак — ночь, степь, дичь т.д.
5
Не ошибайтесь в определении склонений у таких слов: дочь (третье склонение) и дочка (первое), нить и нитка, ветвь и ветка.
6
В русском языке есть слова, которые называют разносклоняемыми. К ним относятся несколько существительных среднего рода, которые оканчиваются на «мя»: время, стремя, имя, бремя, семя, время и т.д. Кроме того, к ним нужно отнести и существительное мужского рода «путь». Эти слова нельзя отнести к какому-то определенному склонению, т.к. они меняют форму: то как существительные второго склонения, то как третьего. В форме творительного падежа слово «семя» имеет окончание «ем» (семенем), как во втором склонении. Однако, употребив это существительное в родительном, дательном или в предложном падежах (семени), вы обнаружите окончание «и», как в третьем склонении.
7
Обратите внимание на то обстоятельство, что могут встретиться и несклоняемые имена существительные. Их нельзя отнести ни к одному из склонений. Они не меняют форму при употреблении в любом падеже, числе. К несклоняемым существительным относятся такие слова: пальто, кофе, кино и т.д.
Видео по теме
Обратите внимание
В русском языке имеются и имена существительные так называемого общего рода. Это слова вида забияка, тихоня, плакса, ябеда. Род этих имен существительных определяется по контексту предложения. "Она такая ябеда!" - существительное ябеда женского рода. "Сергей - тихоня" - существительное тихоня мужского рода.
Полезный совет
Если нужно определить склонение существительного, стоящего не в именительном падеже и единственном числе, то падеж и число изменяются устно, а затем склонение определяется по тому же алгоритму.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500