Совет 1: Что такое приставки

Приставки относятся к служебным морфемам, находятся перед корнем или другими приставками и образуют слова с новым значением. Название термина «приставка» указывает на роль этой значимой части слова – добавляться к исходной основе и выполнять смыслоразличительную функцию.
Что такое приставки
Вам понадобится
  • - толковый словарь;
  • - орфографический словарь.
Инструкция
1
Определяйте группу приставки в зависимости от ее служебной функции.• Словообразовательные приставки необходимы для образования однокоренных слов (гнать – выгнать, загнать, перегнать).• Формообразующие приставки используются при образовании другой формы исходного слова (лучший – наилучший; делать – сделать).
2
Учитывайте, что большинство приставок в русском языке являются простыми, т.е. неделимыми, не выделяющими в своем составе морфем (без-, на-, пере-, про- и др.). Составные приставки образованы из двух морфем, например, недо- (мне недостает ласки) или обез- (обезлюдеть).
3
Используя толковый словарь, определите происхождение приставки. Среди словообразовательных морфем есть исконно русские и иноязычные. Вторая группа гораздо малочисленнее. Наиболее часто встречаются такие иноязычные приставки, как архи- в значении «очень» (архиглупый), интер- со значением «между» (интернациональный), контр- ? «против» (контригра) и др.
4
Обратите внимание на фонетические процессы, происходящие в словах, в результате которых образуются варианты одной и той же приставки: отрезать – оторвать, распустить – роспуск, подлететь – подойти.
5
Помните, что приставки широко используются в словообразовании самостоятельно или с другими словообразовательными средствами. В русском языке существуют такие способы возникновения новых слов с участием приставок:• Приставочный (префиксальный) способ: счастье > несчастье.• Приставочно-суффиксальный: труд > сотрудник.• Приставочный с одновременным сложением основ: творить мир > умиротворить.
6
Изучая правописание приставок, вспомните принципы русской орфографии. В соответствии с фонетическим принципом пишутся приставки, заканчивающиеся на буквы «з» и «с» (бесславный – беззвучный). По морфологическому принципу – приставки постоянного написания: с-, по-, над-, об- и др. Если эти служебные морфемы вносят в слово определенное значение, то выбор буквы напрямую зависит от него. Например, прибывать в город (значение приближения) и пребывать в городе (находиться).
Видео по теме
Полезный совет
Не следует путать частицы и предлоги с приставками раздельного написания. Например, в отрицательных местоимениях с предлогом раздельно пишутся приставки «не» и «ни»: ни у кого, не у кого. Предлоги не употребляются с наречиями, т.к. это неизменяемая часть речи. Поэтому раздельно с ней пишется именно приставка: в охапку, на ощупь, с размаху.

Совет 2 : Как найти приставки в словах

Многие слова имеют приставку. Она служит для того, чтобы образовать однокоренное слово. Детям иногда очень трудно найти приставку в слове. Причины могут быть разными. Во-первых, в словах может быть не одна приставка, а две. В-вторых, часто корень созвучен с приставкой. В-третьих, непонятно лексическое значение слова, поэтому трудно подобрать однокоренное.
Как найти приставки в словах
Инструкция
1
Помните, что в русском языке есть ограниченное число приставок. Вот они: над-, от-, под-, об-, пред-, в-, с-, по-, про-, до-, о-, на-, пере-, без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз-(рас-), чрез-(чрес-), пре-, при- и другие.
2
Изучите состав слова. Начните с корня. Для этого подберите несколько однокоренных слов. Они должны иметь разные приставки или быть вообще без них. После этого найдите часть слова, которая стоит перед корнем. Например, слово«безлунный». Однокоренными словами будут являться слова «лунный» и «луна». Перед корнем осталась часть «без-». Это, вероятно, и будет приставка. Сравните ее с имеющимися в русском языке приставками.
3
В словах бывает несколько приставок. Чтобы их найти и обозначить, определите лексическое значение слова и обозначьте корень. В слове «распознавать» корень «зна». Перед ним осталась часть «распо». Такой приставки нет. Разбейте эту часть на две: «рас» и «по». А такие префиксы есть. Теперь проверьте, убрав первый. Получилось«познавать».
4
Особое внимание обратите на слова, в которых приставка и корень имеют похожее написание. Например, «расположился», «ниспадать», «низвергнуть». Определите лексическое значение слова и обозначьте корень. Если вы начнете сразу с приставки, то можете ошибочно выделить корни «рас», «низ», «нис». А их здесь нет. К тому же увеличивается шанс допустить орфографическую ошибку.
5
В нашем языке много слов, в которых нет приставок, но начало слова по созвучию их напоминает. В таком случае тоже начинайте с подбора однокоренных слов и выделения корня. Так в словах«приятель», «президент», «разница» приставок нет.
6
Приставки со словами пишутся слитно. Проверьте, не допустили ли вы орфографической ошибки. Для этого используйте алгоритм.Определите часть речи.У существительных могут быть как приставки, так и предлоги. Сравните: «до переулка» - «доспехи», «при школе» - «природа».У прилагательных и причастий только приставки. Имеющиеся перед ними предлоги относятся к существительным: «по тихой речке» - «по темнеющему небу» - «последовательный».У местоимений и числительных нет приставок: по второй, подо мной, с четырьмя, с тобой.У глаголов нет предлогов, только приставки: «разбежался», «почернел», «подпрыгнул».
Полезный совет
В случае затруднения обратитесь к «Школьному словообразовательному словарю русского языка», его автор А.Н. Тихонов.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500