Совет 1: Особенности монументальной живописи

Монументальная живопись – вид монументального искусства, связанный с архитектурой. Иначе говоря, это живопись на стационарных (архитектурных) сооружениях. Это древнейший вид искусства, известный с палеолита, который благодаря своей специфики долговечен.

Из истории монументальной живописи



Первыми произведениями монументальной живописи можно считать росписи в пещерах Ляско, Альтамир и других. Она широко применялась в погребальных и храмовых комплексах Древнего Египта, а также в практически не дошедшей до нас Крито-Микенской архитектуре.

Начиная с ранней античности, монументальная живопись стала основным декоративным элементом в украшении каменных, бетонных и кирпичных сооружений. Фреска и мозаика широко применялись в храмовой архитектуре Византии и благодаря этому оказали большое влияние на монументальное искусство Древней Руси.
Современные мастера монументальной живописи смело сочетают живопись со скульптурными формами, применяют новые художественные материалы - синтетические краски, керамическую рельефную мозаику.


В искусстве Средневековья большое развитие получила витражная техника. Великие мастера Возрождения создали множество грандиозных по замыслу и воплощению фресок. Сегодня художники активно осваивают новые техники и материалы для создания фресок и мозаик.

Отличительные черты монументальной живописи



К монументальной живописи относятся витражи, фрески, мозаичное убранство зданий. Выступая в синтезе с архитектурой, произведения монументального искусства зачастую являются важной смысловой доминантой ансамбля.
Декорирование стен, фасадов, перекрытий придают монументальной живописи близкие декоративному искусству архитектонически-орнаментальные качества. Поэтому ее часто называют декоративно-монументальным искусством.


По образно-тематическому содержанию принято различать монументально-декоративные росписи и произведения, обладающие чертами монументальности. Оба направления вытекают из особенности этого вида живописи – синтетичности и непосредственной связи с архитектурными объектами.

Обычно изобразительные композиции, размещенные на фасадах и в интерьерах, воплощают наиболее общие философские и социальные идеи времени. Это диктует величавость форм. Произведениям, которые обладают чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание. Так, основатель мексиканской школы монументальной живописи Сикейрос в своих росписях Национальной подготовительной школы, Дворца изящных искусств, Национального музея истории отобразил наиболее острые политические события.

Произведения другого основателя мексиканской школы монументальной живописи – Диего Риверы – откровенно публицистичны и историко-познавательны. Он использовал монументальную живопись как средство пропаганды, агитации и просвещения.

Совет 2: Особенности живописи Тициана

Эпоха Возрождения вошла в историю как «золотой век» живописи. В особенности это относится к Италии. Одним из величайших представителей искусства итальянского Возрождения был художник Тициан Вечеллио (1488-1576 – представитель венецианской школы.
Тициан был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было еще 30 лет. Как и все представители венецианской школы, он был мастером цвета.

Ранний период



Для творчества Тициана до 1515-1516 гг. характерно некоторое сходство с манерой Джорджоне, он заканчивал некоторые незавершенные картины этого художника. Но позднее уже можно говорить о выработке своего неповторимого стиля. Среди ранних работ художника выделяются портрет Джероламо Барбариго (1509 г.), «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (1511 г.), обращение к образам этих святых не случайно: в Венеции свирепствовала чума, а эти святые, как считалось, защищали от страшной болезни. Звучат в творчестве художника и мотивы античности, столь любимой людьми Возрождения: «Вакх и Ариадна», «Праздник Венеры», «Вакханалия».

Композиции Тициана в этот период отличаются одновременно монументальностью и динамичностью. Движение им придает выстраивание по диагонали. Эмалево-чистые краски насыщенны, а их неожиданные сопоставления придают картинам особый колорит. Часто встречаются сочетания красных и синих тонов.

Зрелость



В 1540-50 гг. большое место в творчестве Тициана занимают портреты: «Портрет Карла V с собакой», «Портрет Федерико Гонзага», «Кларисса Строцци» и др. Поза и выражение лица на портрете всегда предельно индивидуальны, а в групповых портретах композиционное решение выявляет взаимоотношения между персонажами.

В творчестве художника по-прежнему присутствуют античные сюжеты («Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Похищение Европы»), а также библейские: «Кающаяся Мария Магдалина», «Коронование терновым венцом». В таких сюжетах живописец сохраняет верность идеалам Возрождения с его предельным вниманием к «миру человека»: в картинах на мифологические и религиозные темы всегда присутствуют бытовые, реалистические детали.

Поздний Тициан



Поздняя манера Тициана не находила понимания у большинства его современников – настолько новой и непривычной она была для своего времени. В этот период художник пользовался более жидкими красками. Прежнее колористическое богатство уходит, и на первый план выступает игра света – цвета как бы «тлеют изнутри». Главную роль играет приглушенный золотистый тон, чаще используются оттенки сине-стального и коричневого.

Композиции становятся менее динамичными, более «повествовательными», но художник достигает драматизма и движения другим способом. Вблизи картина кажется хаосом беспорядочных мазков, и лишь на определенном расстоянии цветовые пятна сливаются и из них «выступают» фигуры. Накладывая краски на холст, Тициан пользовался не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Местами структура холста оказывается обнаженной, что придает краскам особую воздушность.

Тематика картин в поздний период творчества остается прежней: религиозные сюжеты («Положение во гроб», «Благовещание») и античность: «Тарквиний и Лукреция», «Венера, завязывающая глаза Купидону»).

Творчество Тициана отражает развитие итальянского искусства в целом – от Высокого Возрождения к Позднему Возрождению.
Видео по теме
Источники:
  • Венецианская школа живописи

Совет 3: Как научиться живописи

Живопись – вид пластического искусства, действие которого развертывается в пространстве (на плоскости). Средства художественной выразительности этого вида искусства – цвет, форма, свет, размер. Обучение живописи делится на несколько ступеней и начать учебу можно в любом возрасте. Нужны только желание и капля таланта.
Инструкция
1
Лучше всего заниматься живописью под руководством педагога, например, в художественном училище (если вы хотите посвятить этому свою профессиональную жизнь), на курсах или в кружке. Педагог подробно объяснит вам, как справляться с трудностями при копировании тех или иных объектов.
2
Изучайте смежные дисциплины: цветоведение, композицию, историю искусств и живописи, анатомию для художников и прочее.
3
Начинайте работу над картинной с эскиза карандашом. Представляйте объекты в виде набора геометрических фигур разного размера и зарисовывайте. Потом корректируйте формы, добавляя детали.
4
Наблюдайте за окружающим миром: формы, размеры, цвета, тени. Копируйте все, что видите. Используйте законы перспективы для создания объема. Изучайте произведения других художников: фрески, картины, росписи, иконы, и т.д. Анализируйте язык символов и характерные стилистические черты каждой эпохи.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500