Совет 1: В чем выступали актеры в театре Древней Греции

Древняя Греция является родиной театрального искусства. В ней впервые начали строиться театральные здания, появились первые драматические жанры, сложилась классическая форма спектакля. В Греции появились и первые актеры. Немаловажную роль в успехе их выступлений играли костюмы и маски.

Происхождение и особенности театра Древней Греции

Происхождение театра связано с культом Диониса, первоначально считавшегося богом производительных сил природы, а затем ставшего богом вина и виноделия. Именно в этом качестве Дионис был особенно дорог сердцам древних греков. В течение года в Греции справлялось несколько праздников, посвященных Дионису. Самым блестящим и роскошным из них были Великие Дионисии, праздновавшиеся целую неделю. Кульминацией праздника были театральные представления, проходившие в форме драматических состязаний между авторами трагедий и комедий.

К участию в состязаниях допускались три трагических поэта. Каждый из них представлял на суд взыскательной афинской публики три трагедии, составлявшие трилогию, и одну сатировскую драму. Состязания продолжались в течение трех дней, в каждый из которых игрались произведения одного из авторов. Ближе к вечеру проходило представление комедии, также представленной на конкурс.

Первый известный по имени поэт и драматург Феспид сам был единственным исполнителей ролей в своих произведениях. Трагедии Феспида состояли из партии актера, чередующейся с песнями хора. Великий создатель классической трагедии Эсхил ввел второго актера, а его младший современник Софокл – третьего. Таким образом, максимальное число актеров на древнегреческой сцене не превышало трех. Но так как в любом драматическом произведении действующих лиц было гораздо больше, каждому актеру приходилось играть по несколько ролей. Актерами могли быть только мужчины, они же исполняли и женские роли. Любой актер должен был не только виртуозно декламировать поэтический текст, но и обладать вокальными и хореографическими способностями.

Маски и костюмы древнегреческих актеров

Актеры носили маски, которые изготавливались из дерева или полотна. Полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. При этом маски закрывали не только лицо, но и всю голову. Прическа и, в случае необходимости, борода укреплялись непосредственно на маске. Помимо того, что маска изготавливалась для каждой роли, иногда для исполнения одной роли актеру требовалось несколько масок.

Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны представляли собой разновидность сандалий с толстыми, состоящими из нескольких слоев, подошвами, увеличивавшими рост актёра. Чтобы персонаж выглядел более величественным, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные «толщинки», делавшие фигуру более масштабной, при этом сохраняя естественные пропорции. В комедии такие «толщинки» также употреблялись, но здесь они нарушали пропорции, создавая комический эффект.

Большое значение имели покрой и цвет костюмов. Если на сцене появлялась фигура в пурпурном или шафранно-желтом плаще со скипетром в руках, зрители сразу узнавали в ней царя. Царица одевалась в белый плащ с пурпурной каймой. Прорицатели представали перед публикой в клетчатых одеждах, с увенчанным лаврами челом, а изгнанники и прочие неудачники - в плащах синего или черного цвета. Длинный посох в руках указывал на пожилого человека или старца. Проще всего было узнать богов: Аполлона всегда держал в руках лук и стрелы; Диониса - увитый плющом и виноградными листьями тирс, Геракл выходил на подмостки в наброшенной на плечи львиной шкуре и с палицей в руках.

Не меньшее значение имели и цвета масок. Если актер выходил на сцену в белой маске, становилось понятно, что он исполнит женскую роль: персонажи-мужчины выступали в масках темных тонов. Настроение и душевное состояние действующих лиц также прочитывалось по цвету масок. Багровый был цветом раздражительности, рыжий - хитрости, желтый - болезни.

Актеры пользовались в Греции огромным почетом и занимали высокое общественное положение. Их могли избирать на высокие государственные должности в Афинах, а нередко - и отправлять в качестве послов в другие государства.

Совет 2: Опера, оперетта, театр - в чем отличие?

Музыка стала обязательным элементом театрального искусства с момента его возникновения в Древней Греции в 6 в. до н.э. По словам немецкого философа Фридриха Ницше, греческая трагедия родилась из духа музыки. В Италии рубежа 16-17 веков появилась опера. А в середине 19 века во Франции родилась ее легкомысленная «младшая сестра» - оперетта.
Инструкция
1
Родина театрального искусства – Древняя Греция – не знала разделения на музыкальный и драматический театр. Хор был обязательным участником представлений в любом из существовавших в то время жанров – трагедии, комедии, сатировской драмы. Однако античный театр пришел в упадок уже в 4 в. до н.э., когда величественную трагедию 5 в. до н.э. сменила бытовая комедия. В результате нашествия диких варварских племен, произошедшего в 5 в. н.э., вместе с гибелью античного мира исчезло и театральное искусство.
2
В 1573 году в ренессансной Италии возникает кружок высокообразованных музыкантов и литераторов, получивший название Флорентийская камерата. Его участники приступили к благородному делу – возрождению греческой трагедии. Однако вместо того, чтобы воссоздать древнейший жанр, они неожиданно создали новый – оперу.
3
Первоначально опера подразделялась на 2 основные разновидности – близкая к трагедии опера-сериа и легкомысленная опера-буффа (комическая опера). В 19 веке появляется и становится главенствующей лирическая опера. Именно к этой жанровой разновидности можно отнести почти все наиболее выдающиеся произведения оперного искусства – «Риголетто» и «Травиата» Джузеппе Верди, «Кармен» Жоржа Бизе, «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского и многие другие.
4
На основе комической оперы в 1855 году во Франции появляется еще один жанр музыкального театра – оперетта (буквально: маленькая опера). Его создателем стал композитор Жак Оффенбах. Удивительно, но уже первое произведение никому не известного жанра – «Орфей в аду» - сразу стало классическим. Новую главу в историю оперетты вписали австрийские композиторы. Такие произведения, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон» Иоганна Штрауса, «Веселая вдова» Ференца Легара, «Княгиня чардаша» («Сильва») и «Принцесса цирка» Имре Кальмана, по сей день составляют основу репертуара театров оперетты.
5
Несмотря на то что оперетту принято считать «младшей сестрой» оперы, эти жанры музыкального театра существенно отличаются друг от друга. Опера чаще всего представляет собой музыкально-драматическое произведение, действие которого развивается подобно таким жанрам драматического театра, как трагедия или драма. Оперетта сродни музыкальной комедии, хотя порой в ней прослеживаются элементы мелодрамы с неизменно счастливым финалом.
6
В опере полностью отсутствует разговорный диалог, сложные вокальные номера дополняются речитативом – музыкальной декламацией. Оперетта строится на сочетании вокальных номеров и разговорного диалога. Опера имеет более сложную, развернутую партитуру. Оперетта строится на основе популярных, хорошо понятных зрителю мелодий. Обязательным элементом оперетты является танец, исполняемый непосредственно актерами, выступающими в главных ролях. В опере танец присутствует только в качестве вставных балетных номеров. От драматического театра и оперу, и оперетту отличает главенствующая роль музыки.

Совет 3: Что такое античность

Античностью называют историю и культуру Древней Греции и Рима. Иногда под этим словом подразумевают просто древние времена (в переводе с латинского antiquitas так и переводится – «древний»). Благодаря античности в мире появились поэмы Гомера, трагедии Эсхила, Еврипида, Софокла, театр, Олимпийские игры, демократический строй, увлекательные мифы, великие произведения живописи и архитектуры и многое другое.
Инструкция
1
Термин «античность» воспринимается сегодня как нечто целостное, но изначально это были два мира: римский и греческий. Древние греки занимали острова Эгейского моря, юг Балканского полуострова и западное побережье Малой Азии (там, где сейчас находится Турция), а римляне обосновались вначале на берегах Тибра, затем заняли весь Аппенинский полуостров.
2
Греческий мир появился гораздо раньше римского: его истоки уходят корнями еще в минойскую и микенскую цивилизации, существовавшие за несколько тысячелетиях до нашей эры. В 11-8 веках до н.э. древние эллины переходят к рабовладельческому строю (вместо общинного), в это же время начинает создаваться знаменитая греческая мифология, слагаться эпос. 7-6 века до н.э. – начало расцвета древнегреческой культуры: образуются города-государства полисы, возникают медицина, письменность, астрономия, активно развивается архитектура.
3
Греческий мир развивался постепенно, римский же сформировался за несколько веков и начал агрессивно расширять свои владения. 4-1 века до н.э. – период формирования римской империи, а во втором веке до н.э. она захватывает Грецию, и два мира объединяются. Как писал Гораций «покоренная Греция победила своего некультурного победителя»: римляне позаимствовали у эллинов пантеон богов (сменив имена), художники и скульпторы начали копировать гармоничные греческие образы, в стране возникло двуязычие. В это время в Риме строят акведуки (древние водопроводы), дороги, изобретают бетон.
4
3-5 н. э. называют периодом поздней античности: римская культура достигает наивысшего расцвета, но ее развитие уже движется к упадку. В этот период возводятся Колизей и Пантеон, вспыхивают восстания рабов, проводятся гладиаторские бои, а также зарождается христианство. В 476 году римлян захватывают вестготы и вандалы. С падением Римской Империи в истории начинается новый виток – эпоха Средневековья.
5
Культура античности оказывала влияние на все последующие эпохи. Древние мыслители и ученые проявили большое усердие в изучении окружающего мира, заложив основы грамматики, арифметики, географии, геометрии, философии и других наук. Сами эти термины имеют греческое происхождение. Римское право послужило фундаментом для создания других государств Запада. А поэты, художники, дизайнеры и архитекторы до сих пор вдохновляются художественными формами и образами, возникшими в период античности.
Источники:
  • Древнегреческая и Римская цивилизации
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше