Считается, что мозаика зародилась в Месопотамии. В то время она составлялась из обожженных глиняных палочек конусообразной формы. Они окрашивались в красный, черный и белый цвета. Однако относительно времени ее возникновения существуют значительные разночтения.

Более достоверные сведения сохранились об античной мозаике. В Древней Греции полы богатых домов покрывались мозаикой из необработанной гальки. Белым по черному фону выкладывались контурные изображения людей, животных и мифических существ, обрамленные геометрическим или растительным орнаментом. Расцвет древнегреческой мозаики пришелся на эпоху эллинизма. В это время возникла техника подколки камешков, а также начало использоваться цветное стекло, в силу чего изображения стали более реалистичными, а цветовая гамма – почти безграничной.


В Древнем Риме мозаикой украшали стены и полы дворцов, загородных вилл и терм. Здесь впервые начали использовать смальту (небольшие кубики переплавленного цветного стекла), однако многие мозаики по-прежнему делались из гальки и мелких камешков. Большой интерес представляют собой мозаики виллы Адриана в Тиволи. Очень красива мозаика, на которой изображены 4 голубя, сидящие по краям бронзовой чаши. Ее кромка украшена гирляндой.

Вершины своего развития мозаичное искусство достигает в византийской империи. Византийская мозаика выглядит очень изысканной и утонченной, поражая взгляд тонкостью слоев и совершенством форм. В ранних мозаиках фигуры Христа, Богоматери и святых были расположены на фоне синего неба. Позднее основным цветом фона стал золотой, символизирующий сияние, исходящее от святых. Наборы из смальты и полудрагоценных камне й не шлифовались. Благодаря неоднородной поверхности мозаичных стен, свет отражался в них под разными углами, создавая эффект таинственного мерцания.

На территории Киевской Руси искусство мозаики появились лишь в 10 веке, после принятия христианства. Однако поначалу оно не получило особого развития из-за недостатка материала. В 11 веке в Киеве было налажено производство смальты, что вызвало недолгий расцвет мозаичного искусства. Наиболее масштабным и совершенным творением киевских мастеров стали мозаики собора Святой Софии. После распада централизованного государства мозаика уступила место фреске, так как оказалась слишком дорогостоящей для удельных князей.