Совет 1: Что такое мозаика

Мозаичные изображения известны с античных времен. Первоначально это были несложные узоры из камешков, затем художники стали создавать целые мозаичные картины и панно со сложным сюжетом и богатой красочной палитрой. Мозаикой традиционно украшались стены и полы византийских и итальянских храмов. В России мозаика появилась благодаря Михаилу Ломоносову. Ученый возродил, изобретя заново, технику получения смальты – непрозрачного плотного цветного стекла.
Что такое мозаика
Мозаикой называется изображение, собранное из мелких разноцветных кусочков одного или нескольких разных материалов. Само слово «мозаика» имеет французское происхождение и означает в переводе «посвященная музам».Мозаичная техника декоративно-прикладного искусства, пришедшая из древности, нашла отличное применение в отделке современных интерьеров и наружных стен домов. Здание, отделанное мозаикой снаружи, приобретает яркую индивидуальность, а интерьеры с напольной и настенной мозаикой создают ощущение необычной изысканности. Рынок отделочных материалов предлагает в основном три вида мозаичных компонентов: стекло, смальту и керамику. Существуют еще такие виды мозаики, как металлическая, каменная и керамогранитная, но стоимость их значительно выше, чем у первых трех видов.Стеклянная мозаика является самым дешевым и доступным из всех мозаичных материалов. Состав ее скорее напоминает хрусталь, чем простое стекло. Достоинствами стеклянной мозаики являются:- высокая прочность;- водонепроницаемость;- жаро- и морозоустойчивость;- устойчивость к воздействию химикатов;- богатая цветовая палитра, не выцветающая под воздействием лучей солнца.Сочетание всех этих качеств позволяет применять стеклянную мозаику для облицовки каминов и печей, бассейнов и саун, стен и пола кухни, а также фасадов зданий.Смальта – стеклянный мозаичный материал, изготавливаемый по старинным технологиям. Сущность этих технологий в том, что мелкие кусочки стекла и различных металлических окисей в течение длительного времени (около суток) сплавляются при высоких температурах. Получаемый материал превосходит по своим качествам обычное стекло. Смальта непрозрачна, обладает высокой плотностью и прочностью, а также эффектом «свечения изнутри». Краски смальтовой мозаики при разной освещенности выглядят по-разному.Керамическая мозаика представляет собой керамические плиточки небольших размеров. Плитки, покрытые глазурью, используются для облицовки ванных комнат и бассейнов. Неглазурованные применяются для создания стильных орнаментов или просто отдельных вкраплений на фоне глазури.Украсьте свое жилье мозаикой – и комната с этим произведением декоративно-прикладного искусства станет невероятно притягательной для вас и всех членов вашей семьи. Древнее волшебство мозаики существует и процветает.
Видео по теме
На какой слог ставится ударение в слове «мозаичный»
Связанная статья
Источники:
  • Мозаика
  • Что такое мозаика и какие виды мозаики бывают?

Совет 2 : Как появилась мозаика

Слово «мозаика» происходит от латинского musirum (произведение, посвященное музам). Это вид монументального искусства, в котором изображения и орнаменты набираются из кусочков разноцветных камней, стекла (смальты), керамики и т.п. и закрепляются на специальной основе.
Как появилась мозаика
Считается, что мозаика зародилась в Месопотамии. В то время она составлялась из обожженных глиняных палочек конусообразной формы. Они окрашивались в красный, черный и белый цвета. Однако относительно времени ее возникновения существуют значительные разночтения.

Более достоверные сведения сохранились об античной мозаике. В Древней Греции полы богатых домов покрывались мозаикой из необработанной гальки. Белым по черному фону выкладывались контурные изображения людей, животных и мифических существ, обрамленные геометрическим или растительным орнаментом. Расцвет древнегреческой мозаики пришелся на эпоху эллинизма. В это время возникла техника подколки камешков, а также начало использоваться цветное стекло, в силу чего изображения стали более реалистичными, а цветовая гамма – почти безграничной.

В Древнем Риме мозаикой украшали стены и полы дворцов, загородных вилл и терм. Здесь впервые начали использовать смальту (небольшие кубики переплавленного цветного стекла), однако многие мозаики по-прежнему делались из гальки и мелких камешков. Большой интерес представляют собой мозаики виллы Адриана в Тиволи. Очень красива мозаика, на которой изображены 4 голубя, сидящие по краям бронзовой чаши. Ее кромка украшена гирляндой.

Вершины своего развития мозаичное искусство достигает в византийской империи. Византийская мозаика выглядит очень изысканной и утонченной, поражая взгляд тонкостью слоев и совершенством форм. В ранних мозаиках фигуры Христа, Богоматери и святых были расположены на фоне синего неба. Позднее основным цветом фона стал золотой, символизирующий сияние, исходящее от святых. Наборы из смальты и полудрагоценных камне й не шлифовались. Благодаря неоднородной поверхности мозаичных стен, свет отражался в них под разными углами, создавая эффект таинственного мерцания.

На территории Киевской Руси искусство мозаики появились лишь в 10 веке, после принятия христианства. Однако поначалу оно не получило особого развития из-за недостатка материала. В 11 веке в Киеве было налажено производство смальты, что вызвало недолгий расцвет мозаичного искусства. Наиболее масштабным и совершенным творением киевских мастеров стали мозаики собора Святой Софии. После распада централизованного государства мозаика уступила место фреске, так как оказалась слишком дорогостоящей для удельных князей.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500