Совет 1: Что такое распространенное предложение

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного? Рано или поздно школьник на уроке русского языка столкнется с этой задачей. А задача не такая уж и сложная! Рассмотрим некоторые примеры распространенных и нераспространенных предложений.
Если в предложении, помимо грамматической основы (подлежащего и сказуемого), также имеются второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство), то такое предложение будет называться распространенным. Рассмотрим примеры. «Идёт дождь» - нераспространенное предложение. «Сегодня идёт дождь» (распространено обстоятельством), «Идет сильный дождь» (распространено определением), «Дождь стучит по стеклам» (распространено дополнением) - распространенные предложения.Но не стоит забывать, что грамматическая основа предложения может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Например: «Зима!» - нераспространенное односоставное предложение. Но «Раннее утро!» - это уже распространенное предложение, ведь подлежащее здесь снабжено определением. Или, например: «Смеркается!» - нераспространенное предложение. Однако: «Запахло осенью!» - это уже распространенное предложение, при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее или сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша - ежевику» - здесь предложение «А Маша - ежевику» будет неполным предложением, но при этом - распространенным. Ведь «ежевику» - это дополнение. Не стоит путать понятие «нераспространенное предложение» с понятием «простое предложение». Простое предложение может содержать в себе не более одной грамматической основы вне зависимости от наличия второстепенных членов. Простое предложение противоставляется сложному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Желаем вам успехов на уроках русского языка! Теперь вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.

Совет 2: Что такое неполное предложение

Термин «неполное предложение» очень часто путают с понятием «односоставное предложение». На самом деле между ними существует всего одно принципиальное различие. Если его запомнить, проблем с определением неполного предложения у вас больше никогда не возникнет.
Грамматическая основа односоставного предложения состоит всего лишь из одного главного члена: подлежащего или сказуемого. Они грамматически самостоятельны, и второй член предложение логически присоединить невозможно. Смысл такого предложения будет ясен вне всякого контекста. Рассмотрим примеры. «Ночь на дворе» - односоставное назывное предложение. «Тише едешь, дальше будешь» - односоставное обобщенно-личное.«Здесь не курят» - односоставное неопределенно-личное. «Светает» - односоставное безличное. Даже если подобная фраза будет вырвана из текста, содержание ее будет вам понятно.Неполное предложение вне ситуации будет непонятно читателю. Один из членов (главных или второстепенных) в таком предложении пропущен и восстанавливается только в общем контексте. На письме это часто отображается тире. Что скажет вам отдельно взятая фраза: «А Петя - домой»? Ровным счетом ничего. А если предложение прозвучит по-другому? «Вася пошел в кино, а Петя - домой».Стало очевидно, что второе предложение просто-напросто является неполным, в котором пропущено сказуемое «пошел». То же самое мы увидим в следующем случае: «Вася надел зеленый шарф, а Петя - красный». Здесь пропущены сразу два члена, сказуемое и дополнение. Неполные предложения часто возникают в живом диалоге. Вырванные из контекста, они теряют свой смысл. Например: «Мороженое любишь?» «Клубничное!» Предложение «Клубничное!», конечно же, является неполным, по сути оно состоит из одного только определения, а расшифровывается так: «Я люблю клубничное мороженое».Запомнили? Проверяйте предложения по этому принципу, и ошибки с определением полных и неполных предложений больше не будут подстерегать вас на уроках.
Видео по теме
Источники:
  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
  • Культура письменной речи

Совет 3: Что такое обстоятельство

Любое предложение – это общность членов, у каждого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают главными и второстепенными. При этом вторые всегда к чему-то примыкают, являясь своеобразным уточнением или описанием других членов.

В числе второстепенных членов предложения особое место занимают обстоятельства. Попробуем понять, что такое обстоятельство.
Инструкция
1
Как правило, обстоятельство выражается наречием или предложно-падежной формой имени. Кроме того, этот второстепенный член предложения порой представляет собой деепричастие или инфинитив глагола, а также фразеологическое сочетание наречного типа (нос к носу, час от часу и т.д.) и неделимое словосочетание.
2
Обстоятельство может относиться ко многим частям речи. Однако в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медленно) и существительным (устал до изнеможения).

В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно часто описывает не какой-либо член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, прислушиваясь, не пришли ли гости.
3
Существуют различные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, принцип действия, условие, уступку. Этот второстепенный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где?

В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Например.

1) Он идет быстро. Он идет КАК? – Быстро. Быстро – обстоятельство образа действия.
2) Мы сидим в машине. Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.
4
Иногда обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают ситуацию в целом. В некоторых классификациях подобные обстоятельства именуют обстоятельствами обстановки или ситуации.

Пример.

На солнце было жарко. В этом случае к «на солнце» сложно задать какой-то конкретный вопрос. Где? Как? Ни один из них в полной мере не опишет значение этого члена предложения. Более точным будет: в какой ситуации?
Видео по теме

Совет 4: Что такое дополнение

Для того что бы понять, что такое дополнение в русском языке, необходимо разобраться в его основных характеристиках: значение, роль в предложении и взаимодействие с другими членами, способы выражения.
Инструкция
1
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает объект (лицо или предмет) и отвечает на вопросы косвенных падежей существительного ("кого?/чего?", "кому?/чему?", "кого?/что?", "кем?/чем?"). Дополнение может обозначать предмет, на который распространяется действие (например, читать книгу) или в пользу которого оно совершается (подарить сестре), орудие или средство действия (управлять машиной). Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, с предлогами или без них.
2
Дополнения подразделяются на прямые и косвенные. Прямое дополнение относится к переходному глаголу (чье действие направлено на предмет). Оно выражается существительным или местоимением в винительном (иногда родительном при отрицании или когда действие переносится на часть предмета) падеже без предлога, а также именным сочетанием. Например: "Мама приготовила завтрак"; "Он не выдержал борьбы"; "Гость испил вина"; "Я не узнал его"; "Мы поприветствовали мужа с женой". Остальные дополнения относятся к косвенным. Они могут быть выражены существительными в косвенных падежах (кроме винительного и родительного в указанных выше случаях) с предлогами и без, местоимениями, числительных, причастиями и субстантивированными прилагательными. Например: "Дети читали рассказы о птицах"; "Мне необходимо поговорить с ними"; "Второго не дано"; 2Следует всегда выбирать лучшее"; 2Никто не мог разобрать написанного".
3
Дополнение может относиться к глаголу, наречию, существительному или прилагательному. В соответствии с этим они подразделяются на приглагольные, наречные и приименные. В предложении дополнение зависит от других членов, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями или прилагательными, распространяя и поясняя их.
Видео по теме

Совет 5: Что такое простое предложение

По числу грамматических основ (подлежащее+сказуемое) предложения делятся на простые и сложные. Если в предложении только одна грамматическая основа, то оно является простым. Также простое предложение обладает рядом других признаков.
Инструкция
1
Простые предложения подразделяются на односоставные и двусоставные. В первом случае грамматическая основа состоит только из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). В двусоставных предложениях присутствуют оба главных члена (как подлежащее, так и сказуемое).
2
Смысл односоставного простого предложения понятен и без второго главного члена. В зависимости от значения и способа выражения присутствующего главного члена односоставные простые предложения подразделяются на определенно-личные (главный член – сказуемое, выраженное глаголом в 1-м или 2-м лице), неопределенно-личные (главный член – сказуемое, выраженное глаголом в 3-м лице), безличные (главный член – сказуемое, выраженное глаголом в безличной форме) и назывные (главный член – подлежащее).
3
По строению и значению простые предложения подразделяются на полные и неполные. В полных присутствуют все члены предложения, в результате чего образуется непрерывная цепочка связей между словами. Неполными называют предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. При этом вы можете без труда восстановить отсутствующие члены по смыслу из контекста предложения. Примеры таких предложений можно нередко встретить в диалогах.
4
По наличию или отсутствию второстепенных членов (определение, обстоятельство, дополнение или приложение) простое предложение может быть распространенным или нераспространенным соответственно. Обратите внимание на то, что простое предложение, включающие однородные подлежащие или сказуемые и не имеющее в своем составе второстепенных членов, не является распространенным.
Видео по теме
Обратите внимание
В простом предложении может быть несколько членов предложения, относящихся к одной синтаксической категории и равноправные между собой. Они называются однородными и отделятся друг от друга запятой или сочинительными союзами (и, а, но, однако, зато и другими).

Совет 6: Что такое обстоятельство, дополнение и определение

В русском языке части речи в составе словосочетания и предложения играют свою определенную синтаксическую роль. Они могут выступать в качестве его главных членов предложения (подлежащего или сказуемого), а также второстепенных, а именно: определения, дополнения и обстоятельства.

Место второстепенных членов в предложении

Главные члены предложения – подлежащее (субъект) и сказуемое (предикат). Они выполняют логико-коммуникативную функцию, определяют синтаксическую организацию высказывания и являются грамматической основой. Предложение может состоять только из главных членов, а то и лишь одного из них. Такое предложение называется нераспространенным. Для большей информативности и эмоциональной наполненности в состав подлежащего и сказуемого вводятся дополнительные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и определение.

Определение

Определение поясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего или другого второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его признак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают преимущественно имена существительные.

«Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)

Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных падежах, местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные местоимения, имена прилагательные в простой сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания.

Разновидностью определения является приложение, которое всегда выражается именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (у врача-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).

Дополнение

Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на который направлено действие, или этот предмет сам является результатом действия, или с его помощью действие совершается, или по отношению к которому совершается какое-то действие.

«Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)

В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в косвенном падеже, местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.

Обстоятельство

Обстоятельством называется второстепенный член предложения с пояснительными функциями, который относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает признак действия, признак признака, указывает на способ совершения действия или на время, место, цель, причину либо условие его свершения.

«А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);

Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием или деепричастным оборотом, инфинитивом (обстоятельства цели).
Источники:
  • нераспространенное предложение пример
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500