Совет 1: Как составить психологическую характеристику коллектива

Составляя характеристику коллектива, опирайтесь на психологические стороны и особенности взаимодействия в нем. Вам нужно проанализировать психологический климат и индивидуальные качества всех его членов. Составление характеристики позволяет увидеть уровень развития коллектива, конфликтности, и его потенциал.
Вам понадобится
  • Данные исследований психологического климата в группе,
  • данные изучения направленности личности и ценностных ориентаций сотрудников,
  • данные наблюдений
Инструкция
1
Климат в коллективеОпишите психологическую атмосферу, опираясь на субъективные данные его членов, данные наблюдений или тестов. Ответьте на вопрос, насколько удовлетворены члены коллектива своим положением в организации? Насколько все члены подходят друг другу, совместимы в работе? Нет ли конфликтных и чрезмерно эгоцентричных людей, которые вносят разлад в весь коллектив. Опишите, насколько сознательно коллеги следуют законам в группе, подчиняются установленным порядкам.
2
Сплоченность коллектива К какому типу вы отнесете свой коллектив - к сплоченному, слабосплоченному, или разобщенному (конфликтному)? Проанализируйте, насколько участники проявляют согласие по важным вопросам жизнедеятельности (единомыслие), каково качество общения между ними, уровень самооценки и уверенности каждого, насколько сильно взаимное притяжение между коллегами и стремление защитить и сохранить коллектив. Сплоченность порождается потребностью в получении поддержки и помощи, взаимными эмоциональными симпатиями и зависит от размера группы, социальной однородности, наличия стабильности или опасности извне, достигнутых группой успехов. Укажите, на почве чего случаются разногласия. В сплоченном коллективе они обычно касаются средств достижения целей, а в разобщенном (конфликтном) - разные мнения возникают по любым вопросам. В этом же пункте укажите уровень организованности сотрудников, наличия лидеров, берущих на себя ответственность в нестандартных ситуациях. Отметьте, какова текучесть кадров, и уровень трудовой активности. Отметьте существование группировок, если они есть.
3
Психологическая совместимость людей Опишите, насколько у каждого работника имеются возможности реализовать собственные способности в своем виде деятельности, насколько близки или нет моральные ценности сотрудников. С помощью тестов проверьте ценностные ориентации каждого сотрудника и проанализируйте данные. Важным является вопрос, насколько рационально распределяются функции среди коллег, возможна ли зависть или успех за счет других сотрудников, т.е. - низкие моральные качества. Каковы основные мотивы деятельности в коллективе и насколько они совпадают?
4
Психологическое давлениеОпределите уровень психологического давления коллектива на своих членов - он зависит от результатов предыдущих пунктов. Психологическое давление может быть слабым на начальных стадиях развития группы, когда она не сформирована, а ее члены не притерлись или не могут притереться друг к другу. И наоборот, коллектив может быть мощным рычагом воздействия на каждого своего участника. Как сильно у вас влияние мнения сотрудников на отдельных членов?

Совет 2: Как составить психологический портрет человека

Психологический портрет человека требуется регулярно. Причем не только в криминологии. Такую характеристику на человека составляют и в некоторых отделах кадров, чтобы оценить возможности сотрудника. Составление психологического портрета - занятие очень интересное и затягивающее.
Инструкция
1
Для начала нужно обратить внимание на темперамент человека. Для каждого из типов темперамента характерны свои черты, по которым можно анализировать, чего ждать от человека. Благодаря ему одни - достаточно быстрые, подвижные, отличаются эмоциональными реакциями, другие - медленные и спокойные. Психологи считают темперамент фундаментом личности, который основывается на нервной системе и зависит как от строения тела человека, так и обмена его веществ. Причем темперамент передается по наследству и изменению, как правило, не подлежит. Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики.
2
Следующий пункт, который достаточно важен для составления психологического портрета, - это характер человека. Ведь именно в нем выражаются существенные потребности индивида. По чертам характера можно определять свойства личности, а также устойчивые особенности поведения того или иного человека. Характер можно разделить по структуре на 4 группы по отношению человека к какой-либо деятельности. Выделяют склонность к труду, к коллективу и обществу вокруг, к самому себе, к вещам.
3
При составлении психологического портрета человека особое внимание уделяют невербальному поведению исследуемого. Очень важен так называемый язык тела. О том, что из себя представляет данная личность, можно сказать по жестам, позе, мимике, контакту глаз и т.д. Все это неосознанно выражает подсознательное настроение человека. Доказано, что люди могут использовать более 10 000 комбинаций телодвижений, по которым опытные физиогномисты смогут прочитать практически все мысли человека.
4
Также важен и вербальный контакт. При построении психологического портрета основываются на следующих параметрах: особенностях построения предложений, использовании различных слов-маркеров, интонации и темпе речи, привычке резко менять разговор, двойном смысле сообщений, противоречии и многом другом. К примеру, ускоренная речь не вызывает уважения и доверия у собеседников, несмотря на то что сама речь может быть максимально грамотной и красивой. Это связано с тем, что скорость речи связывают с нервозностью.
5
Физиогномика - еще один параметр, на который обращают внимание при составлении психологического портрета человека. По чертам лица старались угадать характер уже 2 000 лет назад. Наука с таким богатым опытом позволяет максимально точно спрогнозировать, какие особенности есть у людей со схожими чертами лица. По лицевым морщинам можно определить особенности психологического портрета. Например, если у человека много мелких морщинок в уголках глаз, значит он ного и часто улыбается. А это говорит о том, что он очень добрый. По строению черепа можно определить даже генетические задатки человека, которые в нем заложены от рождения.
6
Иногда для полноты психологического портрета добавляют и графологический анализ. Именно почерк позволяет выявить буквально все основные черты характера человека. Профессионалы-графологи могут буквально за 5 минут изучения рукописного почерка человека составить подробный рассказ о его личности.
Видео по теме
Обратите внимание
Иногда возможны и ошибки. Ведь несмотря на то, что люди с определенным схожим набором черт могут давать определенные похожие варианты поведения, все же каждый человек - это индивид, и он может порой отходить от установленных рамок.
Источники:
  • Основы менеджмента. Психологические характеристики трудового коллектива.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500