Совет 1: Как оформить проценты по займу

Некоторые организации в процессе хозяйственной деятельности приобретают какие-либо ценности за счет денежных сумм, полученных по договору займа. Как правило, за пользование заемными деньгами нужно платить проценты. Конечно, такие расходы необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
Инструкция
1
Сначала следует заметить, что сумма процентов указывается в договоре займа, то есть размер процентной ставки за пользование денежными средствами должен быть прописан в условиях нормативно-правового документа. Также вы можете составить график оплаты процентов, который будет служить дополнением к договору.
2
Если вы используете заемные деньги для приобретения основных средств, но проценты начислены до поступления ценностей, то они входят в состав фактической себестоимости продукции. Ну а если после, то суммы процентов входят в операционные расходы.
3
При учете таких операций сделайте проводки:

Д51 «Расчетный счет» или 50 «Касса» К66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - получен займ;

Д60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К51 «Расчетный счет» или 50 «Касса» - оплачено основное средство за счет заемных денег;

Д08 «Вложения во внеоборотные активы» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- поступило основное средство;

Д19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтен «входящий» НДС.
4
Если проценты уплачены до поступления основного средства, сделайте корреспонденции счетов:

Д08 « Вложения во внеоборотные активы» К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Проценты» - отражена ежемесячная сумма процентов по договору займа;

Д 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Проценты» К51 «Расчетный счет» или 50 «Касса» - оплачены ежемесячные проценты по договору займа.
5
Если проценты оплатили после приобретения имущества, отразите их следующим образом:

Д91 «Прочие доходи и расходы» субсчет «Прочие расходы» К66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Проценты» - начислены проценты по договору займа;

Д 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Проценты» К51 «Расчетный счет» или 50 «Касса» - отражена оплата процентов по договору займа.
6
В налоговом учете процент по договору займа учитывайте в составе внереализационных расходов. Но учтите, что туда входит лишь та часть, которая является предельной (ее рассчитайте с помощью ставки рефинансирования Центрального банка России).

Совет 2: Как рассчитать процент по договору займа

Займ является возмездной сделкой, и законодательством предусмотрен не только его возврат, но и взыскание процентов. Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части (статья 809 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Инструкция
1
Расчет процентов по ставке рефинансирования производится по следующей формуле:
Берется сумма займа. Она установлена договором.
2
Сумму займа делим на количество дней в году.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 года № 13/14 «О практике применения положений Гражданского Кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» количество дней определяем как 360.
3
Умножаем получившуюся сумму на количество дней займа.Количество дней рассчитывается с момента заключения договора займа, либо иного момента, предусмотренного договором или законом (например, с момента просрочки возврата суммы займа) и до дня фактического возврата суммы займа, либо до дня подачи заявления в суд. В случае рассмотрения дела в суде проценты по договору займа будут рассчитаны на день вынесения решения суда. Но и после вынесения суда вы можете рассчитать проценты с момента вынесения решения и до момента фактической уплаты и также взыскать их.
4
Умножаем получившееся число на процент ставки рефинансирования, установленного Центробанком на момент произведения расчетов.Ставку рефинансирования можно найти на официальном сайте Центрального банка России.
5
Получившаяся сумма и будет суммой процентов по договору займа.
6
Приведем пример:
Сумма займа- 50000 рублей.
Количество дней займа 50.
Возьмем ставку - 8%.
Расчет будет выглядеть следующим образом:
50 000(рублей) / 360(дней в году) х 50(дней займа) х 8%(ставка рефинансирования) = 555 рублей 55 коп.(сумма процентов).
Видео по теме
Источники:
  • Ставка рефинансирования на сайте Центробанка России
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500