Совет 1: Как измерить азимут

Магнитные азимуты измеряют от направления магнитного меридиана, который указывается направлением магнитной стрелки компаса. Условным азимут называют тогда, когда для его счета принимают условный меридиан.
Инструкция
1
Направления истинного и магнитного меридианов в определенной точке не совпадают. Поэтому истинный и магнитный азимуты друг от друга отличаются на некоторый угол – так называемый угол склонения.
2
Если вы знаете угол склонения для определенной точки в определенную эпоху, вы можете с известной точностью определить по магнитному азимуту истинный и, наоборот, по истинному - магнитный. Сходятся все меридианы в одной и той же точке – полюсе. Угол меж двумя меридианами носит название угла сближения меридианов. Если прямой линией пересечь несколько меридианов, в точках их пересечения образуются азимуты, друг от друга отличающиеся на этот самый угол сближения меридианов. Его величина двух точек одной прямой линии будет зависеть от ее длины, направления, а также широты места. Азимут, который измеряется в начальной точке линии, называют прямым. Обратный азимут (a2) равняется азимуту прямому (a1) плюс либо минус 180 градусов, а также плюс угол сближения меридианов (t). Получается: a2=a1±180°+t.
3
Для линии в 15 км в средних широтах угол сближения меридианов примерно равняется 10’ в повседневной практике, как правило, таким маленьким углом пренебрегают, считая, что прямой и обратный азимуты отличаются друг от друга на 180о (a2=a1±180о). Это принимается в низшей геодезии в случаях с небольшими площадями земной поверхности.
4
Для больших же расстояний, а также высокоточных измерений вычисления производят по всем правилам высшей геодезии, учитывая угол сближения меридианов и сферический эксцесс, выражаемый в сантиметрах. Формула в таких случаях применяется следующая: a2=a1±180°+t-e, где t – это угол сближения, который вычисляется по особым формулам, e – сферический эксцесс, который также вычисляется по особой формуле.

Совет 2: Азимут: как его измерить

Все знают о том, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса. Но для того чтобы сделать это практически, нужно знать правила измерения азимута. Для этого определите угол между направлением на север и заданным направлением на интересующий наблюдателя объект.
Вам понадобится
  • Компас, небольшой стальной предмет, спичка или линейка
Инструкция
1
Проверьте работу компаса. Возьмите стальной предмет (хорошо подойдут обычные ключи, небольшой нож, ножницы и т.д.). Положите компас на горизонтальную поверхность, если у стрелки есть крепление, отпустите его. Стрелка сориентируется в некотором направлении. Возьмите предмет, и, установив его напротив северного конца стрелки, начните вести его вдоль корпуса компаса в любую строну. Стрелка должна сориентироваться на предмет и двигаться, указывая на него. После прохождения четверти оборота, уберите металлический предмет. Стрелка должна снова сориентироваться в то положение, с которого начала движение.
2
Перед началом измерений убедитесь, что в непосредственной близости от компаса нет тел из железа (стали, чугуна), постоянных магнитов, проводников с током. Определите цену деления шкалы компаса. Для этого возьмите на ней два ближайших числовых значения, вычтите от большего меньшее. Поделите результат на число делений между этими числовыми значениями.
3
Положите компас на горизонтальную поверхность и освободите его стрелку, если предусмотрено крепление. Дождитесь, пока стрелка придет в равновесие и сориентируется на север (как правило, это синий конец стрелки, красный ориентируется на юг). Правильно установите шкалу компаса. Для этого поворачивайте ее до тех пор, пока точка соответствующая 0º не совпадет с северным концом стрелки. Сориентируйтесь в нужном направлении.
4
Чтобы сделать это максимально точно положите в заданном направлении прямой и тонкий предмет, это может быть ровная веточка, спичка, линейка и т.д. При этом предмет ни в коем случае не должен быть сделан из любого сплава железа, иначе стрелка сразу собьется. С помощью шкалы на компасе вычислите угол между стрелкой компаса и направлением на нужный предмет. Этот угол и будет являться азимутом. Зная азимут из определенной точки можно легко ориентироваться на местности, не боясь заблудиться.
Источники:
  • как измерить азимут
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500