Совет 1: Как определить азимут по карте

Для того чтобы двигаться по компасу, необходимо по карте определить азимут. Это актуально для воздушных и морских судов, совершающих длительные перелеты и плавания. Это актуально и для пеших путешественников в условиях плохой видимости, ночью, когда нет возможности двигаться по ориентиру.
Вам понадобится
  • - путевая карта;
  • - компас;
  • - транспортир;
  • - линейка;
  • - карандаш.
Инструкция
1
Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке.

Чтобы определить азимут – направление на предмет – и, возможно, направление вашего движения, нужно знать свое местонахождение. Отметьте его на карте, ориентируясь по окружающим ориентирам, обозначенным на карте.
2
Найдите ориентир, в направлении которого вы должны двигаться. Прямолинейное движение по азимуту возможно в воздушном пространстве и в открытом море. На суше это применимо в открытой степи или в пустыне.

Чаще же всего движение по суше осуществляется по ломаной линии, учитывая естественные препятствия. Поэтому азимут в процессе движения должен будет вами периодически корректироваться.
3
Для определения азимута вам понадобятся транспортир, желательно прозрачный, линейка и карандаш. Положите линейку на карте таким образом, чтобы точка вашего местонахождения и ориентир оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом. Теперь приложите к линии меридиана транспортир его основанием. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на ориентир. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.
4
За неимением транспортира можно воспользоваться компасом, используя его градуированную картушку.
5
Но это еще не все. Например, у вас направление на ориентир (азимут) составило 30 градусов. Это будет истинный азимут, который, как правило, отличается от магнитного. Следовательно, ориентируя ваш компас на 30 градусов и двигаться в этом направлении будет неправильно.

Поэтому найдите на карте ближайшую к району вашего местонахождения ремарку со значением магнитного склонения. Оно выражено в градусах и может быть как со знаком +, так и с минусовым значением.

Введите поправку, и смело двигайтесь, ориентируясь по компасу.

Совет 2: Как находить азимут

Ориентируясь на местности в туристическом походе, на рыбалке, да и просто при нахождении в незнакомой местности часто приходится использовать не столько знание расположения сторон света, сколько произвольно выбранные ориентиры. Для передвижения по заданным ориентирам нам потребуется знание того, что такое азимут, а также как его находить.
Вам понадобится
  • Компас, ориентиры на местности
Инструкция
1
Для начала представьте себе, что вы находитесь в центре воображаемого круга, разделенного на 360 частей (градусов), помеченных штрихами, и расположенного нулевой отметкой на север. Если вы видите, что, допустим, высокий купол православного собора находится в этой системе координат напротив отметки с отсчетом 270, это означает, что выбранный ориентир расположен в направлении, которое определяется указанным отсчетом. Выраженный в градусах угол между направлением на север и направлением на выбранный ориентир, измеренный по ходу часовой стрелки, и будет азимутом.
2
Для определения азимута на местности встаньте лицом к выбранному объекту (ориентиру). Возьмите компас, отпустите тормоз магнитной стрелки и расположите прибор строго горизонтально.
3
Когда стрелка успокоится и перестанет колебаться, совместите нулевое деление круговой шкалы компаса с направлением на север. Вы только что произвели ориентирование компаса.
4
Теперь, не сбивая этой ориентировки, поверните крышку прибора, чтобы прорезь была направлена к вам, а мушка была обращена точно в сторону ориентира. Для этого просто посмотрите через прорезь на мушку, совместив «линию прицеливания» с ориентиром. Отсчет возле мушки покажет значение азимута на выбранный объект.
5
Если вам предстоит решить обратную задачу, то есть по заранее заданному магнитному азимуту найти на местности требуемое направление (это приходится делать при движении по азимутам), установите указатель у мушки на отсчет, равный искомому азимуту и отпустите тормозной рычаг магнитной стрелки.
6
Установите компас горизонтально и ориентируйте его так же, как при определении азимута на объект. Посмотрите на местность через мушку и поищите какой-нибудь ориентир. Направление от точки вашего расположения на этот ориентир будет соответствовать заданному азимуту.
Видео по теме
Источники:
  • Азимуты и движение по азимутам
Обратите внимание
А́зимут (обозначается «Аз» или «Az») — в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удалённый предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке.
Полезный совет
Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.  Чтобы определить на местности заданный азимут, надо: установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута; повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше