Совет 1: Как определить азимут по карте

Для того чтобы двигаться по компасу, необходимо по карте определить азимут. Это актуально для воздушных и морских судов, совершающих длительные перелеты и плавания. Это актуально и для пеших путешественников в условиях плохой видимости, ночью, когда нет возможности двигаться по ориентиру.
Как определить азимут по карте
Вам понадобится
  • - путевая карта;
  • - компас;
  • - транспортир;
  • - линейка;
  • - карандаш.
Инструкция
1
Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке.

Чтобы определить азимут – направление на предмет – и, возможно, направление вашего движения, нужно знать свое местонахождение. Отметьте его на карте, ориентируясь по окружающим ориентирам, обозначенным на карте.
2
Найдите ориентир, в направлении которого вы должны двигаться. Прямолинейное движение по азимуту возможно в воздушном пространстве и в открытом море. На суше это применимо в открытой степи или в пустыне.

Чаще же всего движение по суше осуществляется по ломаной линии, учитывая естественные препятствия. Поэтому азимут в процессе движения должен будет вами периодически корректироваться.
3
Для определения азимута вам понадобятся транспортир, желательно прозрачный, линейка и карандаш. Положите линейку на карте таким образом, чтобы точка вашего местонахождения и ориентир оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом. Теперь приложите к линии меридиана транспортир его основанием. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на ориентир. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.
4
За неимением транспортира можно воспользоваться компасом, используя его градуированную картушку.
5
Но это еще не все. Например, у вас направление на ориентир (азимут) составило 30 градусов. Это будет истинный азимут, который, как правило, отличается от магнитного. Следовательно, ориентируя ваш компас на 30 градусов и двигаться в этом направлении будет неправильно.

Поэтому найдите на карте ближайшую к району вашего местонахождения ремарку со значением магнитного склонения. Оно выражено в градусах и может быть как со знаком +, так и с минусовым значением.

Введите поправку, и смело двигайтесь, ориентируясь по компасу.
Обратите внимание
А́зимут (обозначается «Аз» или «Az») — в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удалённый предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке.
Полезный совет
Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.  Чтобы определить на местности заданный азимут, надо: установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута; повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди

Совет 2 : Как определять азимут

На местности часто ориентируются не только по сторонам света, но и по направлению на те или иные объекты, которые хорошо отслеживаются визуально и могут эффективно использоваться для ориентирования.
Как определять азимут
Вам понадобится
  • - компас
Инструкция
1
Азимут - это угол, отсчитываемый по часовой стрелке от одной из сторон света или другого предварительно выбранного направления. Чтобы определить магнитный азимут объекта, пользуются компасом. Компас кладут на горизонтальную ровную поверхность и поворачивают так, чтобы стрелка показывала на ноль на шкале. Затем визирную шкалу компаса вращают до тех пор, пока сквозь целик и мушку не станет виден объект ориентирования. Тогда мушка покажет на шкале азимут объекта.
2
Чтобы найти обратную дорогу, нередко пользуются понятием обратного азимута. Он ровно на 180 градусов отличается от прямого. Так, если прямой азимут больше 180 градусов, то для получения обратного азимута из него вычитают 180 градусов. Если же прямой азимут меньше 180 градусов, то обратный азимут получается прибавлением 180 градусов.
3
Чтобы на местности определиться с направлением, заданным значением азимута, поступают следующим образом. Выставляют мушкой на шкале визирования значение азимута. Затем отпускают магнитную стрелку и поворачивают компас так, чтобы стрелка указывала на ноль. Теперь, не трогая компас, смотрят через мушку и целик, замечая какой-нибудь удаленный объект. Ориентирование на этот объект и есть искомое направление.
Видео по теме
Источники:
  • Ориентирование на местности по азимутам

Совет 3 : Как вычислить азимут

При ориентировании на местности очень часто приходится совершать движение по заданным заранее направлениям, а не по сторонам горизонта. Каким образом в этом нам может помочь компас? Для движения в выбранном направлении понадобится умение вычислять азимут, то есть величину, характеризующую угол между направлением на север и направлением на выбранный ориентир.
Как вычислить азимут
Вам понадобится
  • Компас
Инструкция
1
Представьте себе, что вы стоите в центре круга, который разделен на 360 равных частей, а нулевая отметка указывает в северном направлении. Остальные штрихи соответственно будут направлены от точки вашего нахождения в разные стороны.
2
Пользуясь отсчетами, нанесенными около каждого штриха, вы можете указать направление на любой выбранный в качестве ориентира объект на местности. Допустим, что опора линии электропередачи расположена напротив штриха с отсчетом 270. Это будет означать, что данный объект расположен от нас в направлении, которое определяется этим отсчетом. называется азимутом.
3
Для определения азимута возьмите в руки компас, отпустите тормоз магнитной стрелки. Придайте компасу строго горизонтальное положение. После того как стрелка прекратит колебаться и успокоится, совместите нулевое деление круговой шкалы с концом стрелки, который указывает на север. Только что вы произвели ориентирование компаса.
4
Теперь осторожно, чтобы не сбить ориентировку компаса, поверните его крышку так, чтобы мушка была направлена в сторону выбранного ориентира, а прорезь – в вашу сторону. Для этого необходимо посмотреть через прорезь и мушку на ориентир. Следите при этом, чтобы конец стрелки был все время совмещен с нулевым делением. Отсчет, расположенный напротив указателя (возле мушки) будет являться численным выражением азимута на данный ориентир.
5
Если перед вами стоит обратная задача, то есть нахождение нужного направления по известному азимуту, то установите указатель у мушки на равный заданному азимуту отсчет (например, 300 градусов). Теперь установите компас горизонтально и ориентируйте на север способом, описанным выше. Аккуратно, стараясь не сбить ориентировку, посмотрите на местность сквозь прорезь и мушку. На этой линии выберите какой-нибудь ориентир. Направление от вашей точки стояния на ориентир будет соответствовать данному азимуту.

Совет 4 : Как измерить азимут

Магнитные азимуты измеряют от направления магнитного меридиана, который указывается направлением магнитной стрелки компаса. Условным азимут называют тогда, когда для его счета принимают условный меридиан.
Как измерить азимут
Инструкция
1
Направления истинного и магнитного меридианов в определенной точке не совпадают. Поэтому истинный и магнитный азимуты друг от друга отличаются на некоторый угол – так называемый угол склонения.
2
Если вы знаете угол склонения для определенной точки в определенную эпоху, вы можете с известной точностью определить по магнитному азимуту истинный и, наоборот, по истинному - магнитный. Сходятся все меридианы в одной и той же точке – полюсе. Угол меж двумя меридианами носит название угла сближения меридианов. Если прямой линией пересечь несколько меридианов, в точках их пересечения образуются азимуты, друг от друга отличающиеся на этот самый угол сближения меридианов. Его величина двух точек одной прямой линии будет зависеть от ее длины, направления, а также широты места. Азимут, который измеряется в начальной точке линии, называют прямым. Обратный азимут (a2) равняется азимуту прямому (a1) плюс либо минус 180 градусов, а также плюс угол сближения меридианов (t). Получается: a2=a1±180°+t.
3
Для линии в 15 км в средних широтах угол сближения меридианов примерно равняется 10’ в повседневной практике, как правило, таким маленьким углом пренебрегают, считая, что прямой и обратный азимуты отличаются друг от друга на 180о (a2=a1±180о). Это принимается в низшей геодезии в случаях с небольшими площадями земной поверхности.
4
Для больших же расстояний, а также высокоточных измерений вычисления производят по всем правилам высшей геодезии, учитывая угол сближения меридианов и сферический эксцесс, выражаемый в сантиметрах. Формула в таких случаях применяется следующая: a2=a1±180°+t-e, где t – это угол сближения, который вычисляется по особым формулам, e – сферический эксцесс, который также вычисляется по особой формуле.
Видео по теме

Совет 5 : Азимут: как его измерить

Все знают о том, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса. Но для того чтобы сделать это практически, нужно знать правила измерения азимута. Для этого определите угол между направлением на север и заданным направлением на интересующий наблюдателя объект.
Азимут: как его измерить
Вам понадобится
  • Компас, небольшой стальной предмет, спичка или линейка
Инструкция
1
Проверьте работу компаса. Возьмите стальной предмет (хорошо подойдут обычные ключи, небольшой нож, ножницы и т.д.). Положите компас на горизонтальную поверхность, если у стрелки есть крепление, отпустите его. Стрелка сориентируется в некотором направлении. Возьмите предмет, и, установив его напротив северного конца стрелки, начните вести его вдоль корпуса компаса в любую строну. Стрелка должна сориентироваться на предмет и двигаться, указывая на него. После прохождения четверти оборота, уберите металлический предмет. Стрелка должна снова сориентироваться в то положение, с которого начала движение.
2
Перед началом измерений убедитесь, что в непосредственной близости от компаса нет тел из железа (стали, чугуна), постоянных магнитов, проводников с током. Определите цену деления шкалы компаса. Для этого возьмите на ней два ближайших числовых значения, вычтите от большего меньшее. Поделите результат на число делений между этими числовыми значениями.
3
Положите компас на горизонтальную поверхность и освободите его стрелку, если предусмотрено крепление. Дождитесь, пока стрелка придет в равновесие и сориентируется на север (как правило, это синий конец стрелки, красный ориентируется на юг). Правильно установите шкалу компаса. Для этого поворачивайте ее до тех пор, пока точка соответствующая 0º не совпадет с северным концом стрелки. Сориентируйтесь в нужном направлении.
4
Чтобы сделать это максимально точно положите в заданном направлении прямой и тонкий предмет, это может быть ровная веточка, спичка, линейка и т.д. При этом предмет ни в коем случае не должен быть сделан из любого сплава железа, иначе стрелка сразу собьется. С помощью шкалы на компасе вычислите угол между стрелкой компаса и направлением на нужный предмет. Этот угол и будет являться азимутом. Зная азимут из определенной точки можно легко ориентироваться на местности, не боясь заблудиться.
Источники:
  • как измерить азимут

Совет 6 : Как узнать азимут

Каждому хоть раз в своей жизни приходилось гулять в лесу и задумываться о том, что делать, если заблудишься. Ориентироваться на местности можно по-разному, способов много, самые распространенные - компас и хорошо просматриваемые предметы окружающей местности.
Как узнать азимут
Инструкция
1
Азимут - это угол, который образуется между направлением на какой-либо хорошо просматриваемый предмет местности и направлением на север. Азимуты вычисляются по ходу часовой стрелки и величина их - от 0 до 360 градусов. Чтобы определить магнитный азимут объекта, возьмите компас и встаньте лицом к обозначенному объекту.
2
Положите компас на горизонтальную ровную поверхность лицевой стороной вверх и поворачивайте то влево, то вправо, пока стрелка компаса синим намагниченным концом не установится напротив буквы С. Это и есть направление на север.
3
Теперь на стеклянную крышку компаса положите спичку таким образом, чтобы один конец ее прошел через центр компаса, а другой был бы направлен на выбранный предмет местности. Посмотрите сквозь стекло на дно компаса и прочтите цифру, которая находится под внешним концом спички. Эта цифра показывает величину азимута.
4
Азимут можно определять еще и на карте. Для этого положите на боковой край карты компас, поверните карту так, чтобы ее боковой обрез совпал с направлением магнитной стрелки компаса на север. Верхний обрез карты должен находиться над буквой С. Затем найдите на карте точку, с которой начнется движение, соедините ее прямой линией с предметом, к которому необходимо прийти. После передвиньте компас таким образом, чтобы его центр оказался на исходной точке. Черта на карте расположится напротив определенной цифры на компасе, которая и покажет значение азимута.
5
Азимут, рассчитанный с точки стояния на предмет местности, называется прямым магнитным азимутом. Чтобы найти обратную дорогу, нередко пользуются понятием обратного азимута, который на 180 градусов отличается от прямого. Чтобы определить обратный азимут, необходимо к прямому азимуту прибавить 180 градусов, если он меньше 180 градусов; или вычесть, если он больше 180 градусов.
Полезный совет
Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз - снижается точность измерения.
Источники:
  • Азимуты и движение по азимутам
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500